Концепция развития академии

Снижение масштабов коррупции в России и борьба с причинами этого явления за последние годы вошли в круг наиболее популярных лозунгов декларируемых самыми различными политическими и общественными группами современной России.  Одновременно динамика снижения коррупционной нагрузки на население и бизнес является слабой. Эффект от того, что общественно-политические силы, в том числе и общественные организации, с воодушевлением восприняли заявления, как Президента В.В. Путина, так и последовавшие заявления Президента Д.А. Медведева относительно важности борьбы с коррупцией, также является слабым. Причина кроется отнюдь не в бессилии общества перед лицом коррупции, а в неправильном применении и ресурса, которым оно располагает. Общественные институты, вовлеченные в процесс борьбы с коррупцией, делятся на три основных типа. Первые используют антикоррупционные лозунги в основном в целях саморекламы, чтобы продемонстрировать соответствие целей и задач организации, актуальным задачам, стоящим в целом перед Россией и другими странами. Вторые в большей степени ориентированы на Запад, используя свою работу, как инструмент продвижения собственного «бренда» в Европе и США.
 
Такого рода организации в основном критикуют систему управления, существующую в России, однако особенного вреда на стране не наносят, поскольку работают на ту часть европейского и американского истеблишмента, которая и без того критично относится к России и вряд ли изменит свою точку зрения, если данная группа организаций исчезнет. Свою деятельность данные организации мотивируют тем, что в России необходимо внедрить те механизмы сдерживания коррупции, которые существуют на Западе. При всей спорности этого утверждения, право на существование оно все же имеет.  Третья группа организаций и лидеров заявляет, что борьба с коррупцией в отрыве от государства невозможна и необходимо поддерживать все, что делается самим государственным аппаратом.
 
Эта позиция также в достаточной степени мотивирована, однако в части разработки тех мер, в том числе законодательных, которые необходимо внедрить, данная группа серьезно проигрывает второй, которая работает по западным шаблонам. В силу распыленности ресурса, должного эффекта деятельность общественных организаций не производит.

Таким образом, важной задачей в области противодействия коррупции, которую намерена решить Академия является помощь российскому обществу в осуществлении своего рода транзита от публицистического к практическому подхода к борьбе с этим пагубным явлением.

 

Важным обстоятельством, дающим обществу хорошие шансы на успешную работу в области сокращения масштабов коррупции, как ни странно является финансовый кризис. В условиях кризиса основы экономических взаимоотношений, в том числе и взаимоотношений бизнеса и государственного аппарата пересматриваются. Этот процесс не может не затронуть и коррупционные взаимосвязи. Падение оборотов и отток капитала делает невозможной и экономически нерентабельной ту коррупционную нагрузку, которая существовала в период расцвета российской экономики. Это относится не только к бизнесу, но и к более широким слоям населения, которые в связи с потерей части доходов, очевидно, будут вводить режим экономии, который неминуемо снизит и расходы, в структуре которых присутствует коррупционная составляющая. Таким образом, кризис снизит коррупционную составляющую, как в стоимости товаров и услуг, так и в структуре расходов населения. В сфере коррупции кризис произвел очищающее явление. Сегодня мы наблюдаем, как исчезают так называемые «пузыри» на рынке недвижимости и нефтепродуктов. Одновременно с ними кризис нанес удар по «пузырю» коррупции, который рос вместе с экономикой России.

 

Пересмотр взаимоотношений в экономике и политике, причиной которому стал кризис, дает государству и обществу уникальный шанс нанести очередной удар по коррупции и загнать ее в приемлемые для страны и населения рамки, которые оградят экономику и политическую систему от угрозы дестабилизации, которую несет в себе коррупция. Как минимум необходимо добиться разумного баланса между экономикой и коррупцией, чтобы коррупция, на стадии совершенствования законодательной базы и системы государственного управления, являлась фактором, ускоряющим экономический рост, а не явлением, заменяющим и контролирующим экономику.

 

 

 

В этих условиях создание и развитие Академии является важной не только с точки зрения правильного использования общественных ресурсов в целях борьбы с коррупцией, но и с точки зрения использования возможностей, созданных кризисом, дающих хорошие шансы на новый подъем экономики, но уже без той коррупционной нагрузки, которая существовала в последнее десятилетие. В силу сказанного выше, в течении ближайших трех лет Академия сосредоточится на следующих направлениях работы:

 

 

 

1.  Оказание реальной помощи, а не моральной поддержки государству в борьбе с коррупцией в России. Это направление будет включать в себя не просто комплексные и прикладные исследования, а разработку элементов законодательства, призванные не просто ограничить коррупцию в той или иной отрасли, а трансформировать устоявшиеся коррупционные взаимосвязи в цивилизованные экономические взаимоотношения и выводить серьезные потоки из теневого оборота.

 

1.1. Сбор информации о существующих возможностях избежания и сведения к минимуму ущерба от коррупционных ситуаций будет осуществляться в ходе специальных семинаров, участие в которых будут принимать и чиновники, и предприниматели и представители общественных организаций представляющие те группы граждан, которые страдают от коррупции в той или иной сфере и готовы предложить пути избежания коррупции.

 

1.2. Семинары по разработке антикоррупционного законодательства также станут неотъемлемой частью данного направления работы. Консультации и обсуждения будут проводиться как с членами Федерального Собрания, так и с членами парламентов регионов. Положительный опыт в данном направлении уже существует. В 2007 году в рамках проекта Антикоррупционного комитета Северного Кавказа группой экспертов была начата подготовка серии законопроектов в сфере земельных отношений. На юге России эта проблема не просто актуальна, а является одной из самых болезненных. Любые действия, связанные с землей сопровождаются колоссальной коррупционной нагрузкой, а граждане попросту не могут реализовать свои экономические права. Задачей подготовленного законопроекта стало внедрение механизмов общественного контроля в сфере земельных отношений.  Подобная практика может распространяться и на другие сферы, где коррупция реально мешает развитию экономики страны и реализации экономических прав российских граждан. Заявления прозападных организаций о том, что система безнадежна, поскольку тотально отравлена корруцпией, в данной контексте выглядят не совсем конструктивно. Действительно, в административной системе России существует ряд неразрешенных проблем аккумулирующих коррупционную нагрузку. В их числе и земельные отношения, и отношения автовладельцев с государством, и сфера взаимоотношений налогоплательщиков с государством, в которой чрезмерная налоговая нагрузка на предприятия порождает не только разные формы ухода от налогов, автоматически переносящие коррупцию и сопутствующий набор правонарушений в финансовый сектор. Существуют и другие проблемы, которые мешают функционированию системы и развитию экономики, но они не столь катастрофичны, как кажутся, а их существование обусловлено не только алчность чиновников, пользующихся неэффективным законодательством, но и полным попустительством и равнодушием общества. На данный момент очевидно, что и проблемы автомобилистов, и землевладельцев, и налогоплательщиков, а также других категорий граждан активно участвующих в коррупционных взаимоотношениях решаются именно с помощью коррупции. Известны механизмы решения этих проблем и, что самое важное стоимость их решения в зависимости от ситуации. Именно эта стоимость и есть производная рыночной экономики. Это та сумма, которую готовы заплатить чиновнику.  Очевидно, что всем перечисленным категориям граждан безразлично кому платить, а чиновник получая взятку боится уголовного преследования. В сложившейся ситуации государство заинтересовано, чтобы его служащие не брали взяток, а общество, ругая коррупцию, готово платить, поскольку законодательство несовершенно и система работает медленно и неэффективно. Роль общественных, а также государственных организаций, борющихся с коррупцией, состоит в том, чтобы, к примеру, на 1-м этапе, отобрать 50 или 100 ситуаций, в которых коррупция неизбежна, и где отсутствует явный криминал и разработать меры по переводу их в формат официальных платежей и пошлин, с которых чиновники получали бы определенный процент. Это избавило бы госслужащих от серьезного стресса, связанного с боязнью угодить в тюрьму, и помогло бы им эффективнее работать на благо страны. Подходить к отбору данных ситуаций необходимо с использованием академического потенциала и научных методик, иначе существует риск, что весь процесс обретет черты профанации. Необходимо признать, что данный эксперимент может стать успешным только при соблюдении тончайшего баланса между законностью и здравым смыслом. На данный момент точной формулой этого баланса является сама коррупция, поэтому задачей государства и общества как раз и является сохранение данного баланса, но уже на основе иных ценностей, юридических процедур и методов работы.

 

1.3. В рамках данного направления работы Академия ежегодно будет проводить как минимум 2 межрегиональных и одну международную конференцию каждый год.     

 

 

 

2. Консолидация ресурса, имеющегося у общественных организаций, в целях повышения эффективности борьбы с коррупцией, как в центре, так и в регионах.

 

2.1. Реализация пункта 1 требует серьезного структурирования деятельности общественных организаций. В обществе существует серьезный спрос на «аникорруцупию», идущий, как от руководства страны, так и от граждан России. Сектор общественных организаций должен неминуемо реагировать на данный спрос. И эта реакцию мы можем наблюдать, как в центре, так и в регионах. Однако данная реакция на данный момент является декларативной. Задачей Академии в сложившейся ситуации является формирование задач и предложение инструментов, с помощью которых общественные организации смогут реализовать себя в сфере борьбы с коррупцией.

 

2.2. На фоне экономического кризиса коррупция будет вызывать все больше и больше недовольства и генерировать протестные настроения. Общественные организации, которые будут вовлечены в процесс борьбы с коррупцией, будут проводить реальную работу в данной области и добиваться успеха, смогут выполнять роль буфера, который не позволит протестным настроениям выплеснуться в политическую сферу. Последнее в период кризиса не нужно ни властям, ни обществу и уж точно не приведет к видимым результатам в области борьбы с коррупцией.

 

2.3. Исходя из необходимости вовлечения организаций, занимающих конструктивную позицию в процесс реальной борьбы с коррупцией, Академия планирует проводить активную работу в регионах.  

 

 

 

3. Анализ мирового опыта снижения масштабов коррупции. Очевидно, что слепое копирование и заимствование технологий борьбы с коррупцией не может дать эффект в силу традиций и специфики законодательства, по которым живет российское общество и российская экономика. Однако определенные элементы все же могут принести пользу. Поэтому, в число задач Академии входит адаптация определенных технологий, существующих в странах с низким уровнем коррупции к российским условиям.

 

3.1. Заимствованию бесспорно подлежат такие механизмы, как повышение роли информационных технологий в целях избежания прямого контакта чиновника и гражданина. Так называемые системы «одного окна» активно практикуемые в муниципальных структурах, к сожалению, не принесли серьезного снижения уровня коррупции. Распространение Интернета и рост количества граждан, имеющих компьютер и доступ в сеть, дает нашему государству шанс перевести ряд формальных процедур в самых разных областях в онлайн-формат, что сэкономит не только время граждан, но и рабочее время чиновников.

 

3.2. Определенную пользу принесет заимствование уведомительного порядка регистрации компаний. Это, во-первых, снизит расходы государства. Во-вторых избавит государство от бесконечных обвинений в давлении на бизнес. В-третьих откроет возможности к приведению российской финансовой системы к более высокому уровню прозрачности. В частности, так называемая процедура «идентификации клиента», которая в настоящее время проводится государством во время регистрации, что сопровождается неминуемой волокитой и коррупцией, будет полностью делегирована банкам, и будет проводиться в период открытия банковского счета. Государству же придется осуществлять мониторинг деятельности нескольких сот банков, что существенно легче, чем анализировать документы многих тысяч организаций, которые регистрируются в стране каждый день.  

 

3.3. В сфере судебной системы было бы полезно проанализировать возможности расширения юрисдикции судов присяжных и создания дополнительных механизмов досудебного урегулирования споров. В данной сфере трудно спорить с западными экспертами, которые утверждают, что повышение эффективности и гуманности судебной системы неминуемо влечет снижение коррупционной нагрузки на общество. В сфере выработки рекомендаций по совершенствованию судебной системы, Академия намерена привлечь достаточное количество экспертов-правоведов, чтобы дать оценку тем практикам снижения уровня коррупции в судебной системе, которые применяются за рубежом и оценить степень их применимости и адаптации в системе, работающей в России.

 

3.4. В странах Запада работают сотни общественных организаций в той или иной степени способствующих контролю над уровнем коррупции. Эта работа носит весьма практических характер и имеет мало общего с публицистикой и пропагандой, что более присуще российским организациям. Анализ их работы и ее специфики поможет со временем сформировать в России цивилизованное сообщество неправительственных организаций, работающих над теми проблемами, которые реально волнуют населения, а не пытаются заменить собой средства массовой информации.

 

 

 

4.  Важным направлением работы Академии является и развитие международных контактов. Международные контакты, сформированные как в рамках «Антикоррупционного комитета Северного Кавказа», так и в рамках других организаций будут широко использоваться Академией. Основным посылом международной деятельности Академии станет тезис о том, что Россия - современна страна, осознающая масштабы и угрозы проблемы коррупции и, активно противодействующая этому явлению.

 

4.1. Поддержание и расширение международных контактов является во-первых органическим продолжением, работы, проводившейся последние несколько лет. Во-вторых, работа в данной сфере позволит правильно проанализировать и в определенных случаях скорректировать позицию как межправительственных организаций, так и отдельных экспертов, европарламентариев и чиновников, относительно коррупции в России и надежности всей государственной системы в целом.

 

4.2. Также данное направление работы обеспечит Академию дополнительными финансовыми ресурсами. Академия располагает командой специалистов, кторые работают в сфере международных грантов более 10 лет.

 

 

 

5.  Формирование собственной социологической службы, которая позволит иметь более четкое представление о конкретных задачах, которые необходимо решать обществу и государству в сфере борьбы с коррупцией. Зачатки данной структуры уже сформированы на Юге России в 13-ти регионах. За 2 года проведено 12 социологических исследований.

 

 

 

6.   Издательская деятельность.

 

6.1. Ежегодно Академия будет публиковать 2 сборника исследований, в которые будут входить не только доклады экспертов, но и методические разработки, созданные в рамках работы по реализации задач, изложенных в п.1.

 

6.2. Ежемесячно Академия будет издавать газету «Вести коррупции», которая будет являться официальным печатным органом. Задачей газеты и ее Интернет-версии станет не только распространение информации о борьбе с коррупцией в разных регионах и работе самой Академии, но и реализация тех публицистических потребностей, которые обязательно будут присутствовать у экспертов сотрудничающих с Академией. Выше уже говорилось о том, что публицистика не должна быть ключевым элементом в борьбе с коррупцией, но определенную роль она все же играет.

7. Образовательная деятельность Академии придаст более высокий статус кругу экспертов, госслужащих и общественных деятелей, занимающих активную общественную позицию и стремящихся изменить ситуацию с коррупцией в стране.

 
7.1. На первом этапе Академия намерена организовать факультатив для студентов ВУЗов ряда регионов ЮФО и московских ВУЗов, который будет называться «Коррупция и общественная безопасность». Читать данный курс будут эксперты Академии.

 

© 2005–2014, Национальная Академия Изучения и Исследования Проблем Коррупции
Создание сайта — Студия Brandmotiv.ru