Правила грабежа и коррупции пока только проект

Планируется: захват Москвы строительным бизнесомотторжение придомовой территории для произвольной застройки без согласования с общественностью.

Столичные чиновники и депутаты Мосгордумы от «Единой России» пытаются навязать москвичам «Правила землепользования и застройки города Москвы» (ПЗЗ), которые лишают жителей и без того призрачных прав распоряжаться своей землей. Эти "правила" означают снятие всех нормативных барьеров на пути к тотальной уплотнительной застройке, имущественному и земельному переделу. В случае их принятия москвичи лишатся последних возможностей отстоять свои интересы в борьбе с незаконным строительством.

«Правила полностью исключают коррупционную составляющую, поскольку любой житель сможет зайти в электронную систему и увидеть, что планируют построить в его дворе», - лицемерно заявил Председатель комиссии Мосгордумы по градостроительству, государственной собственности и землепользованию Сергей Зверев (фракция «Единая Россия») на презентации этих проекта. А если житель в своей повседневной суете забудет зайти в электронную систему, то просто одним прекрасным ранним утром он своими собственными глазами увидит в своем дворе, что власти действительно «планируют» что-то построить. И не только планируют, а уже строят. Причем законно, на основании этих самых ПЗЗ.

Депутату Звереву вторят и чиновники Москомархитектуры, которые называют эти ПЗЗ «наиболее доступным для жителей способом объяснить, что и когда появится возле их дома». Все понятно? Любой житель сможет узнать, «что планируют построить в его дворе» и жителям объяснят, «что и когда появится возле их дома». Мнение самих жителей в принципе не интересует ни чиновников, ни депутатов.

Что же касается того, что «Правила полностью исключают коррупционную составляющую», то здесь ровно все наоборот: эти Правила не исключают, а предполагают коррупцию. Да и трудно было ждать иного, учитывая личности авторов и инициаторов проекта.

Возьмем того же депутата Сергея Зверева, что презентовал этот проект ПЗЗ  (не путать с известным эпатажным шоу-меном, визажистом Сергеем Зверевым). Как и его тезка, депутат Зверев тоже хорошо известен московской общественности. Своими скандальными поправками в Градостроительный кодекс РФ, в частности, отменяющими обязательные общественные слушания, на которых сегодня с жителями районов обсуждаются ключевые градостроительные решения, затрагивающие их интересы.

Он также является одним из семи депутатов-единороссов Мосгордумы, которых «Диссернет» уличил в воровстве диссертаций. Деликатно это воровство называется плагиатом, а еще деликатнее - «заимствованием» без ссылки на источник. Так вот, защищенная в 2006 году его диссертация по вопросам развития местного самоуправления (!), почти наполовину состоит из таких вот «заимствований».

Заместитель Зверева по комиссии Мосгордумы Сорока Олег Иосифович, бывший сотрудник КГБ СССР, затем ФСО России, а ныне генеральный директор крупной строительной компании, московского направления ГК «Пионер». Компания, как указывается на ее сайте, «специализируется на реализации градостроительных проектов многофункциональной и комплексной жилой застройки с последующим управлением и сервисным обслуживанием». Замечательное сочетание интересов депутата и крупного бизнесмена-строителя.

Другие члены мосгордумовской комиссии тоже прямо или косвенно связаны с московской строительной олигархией. Особый шарм этой компании, которая в принципе должна была бы формировать нынешний и будущий облик нашей столицы, придает депутат Ильичева Ирина Викторовна. Тоже, естественно, от «Единой России». Правда, не строитель. Она знаменита тем, что, желая стать кандидатом педагогических наук, не стала, в отличие от своих коллег,  заморачиваться переписыванием чужих работ. Она просто вписала свою звучную фамилию в сворованный бланк диплома кандидата педагогических наук и… стала ученой. Что и было установлено в суде. Но на депутатской судьбе Ильичевой это никак не сказалось. Жизнерадостное депутатское настроение ее не покидало и на презентации Правил землепользования…

Подробно о депутатах-единороссах Мосгордумы, уличенных «Диссернетом» в воровстве диссертаций,  мы писали в статье «Будет ли нынешний состав Мосгордумы бороться с коррупцией?» (См. «ЭиК» №… от…).

Будь их воля, большинство нынешних депутатов с радостью проголосовали бы за эти ПЗЗ хоть сейчас… Но в 2014 году вступил в силу федеральный закон, который в числе прочего внес существенное изменение в Градостроительный кодекс РФ в части, касающейся порядка принятия в городах федерального значения (Москве и Санкт-Петербурге) Правил землепользования и застройки.

Если ранее действовавшая редакция Градостроительного кодекса РФ, как и Градостроительного кодекса Москвы, предусматривала, что Правила землепользования и застройки должны приниматься Мосгордумой в форме закона города Москвы, то по новой редакции и, соответственно, по решению Мосгордумы, полномочия по принятию ПЗЗ переданы Правительству Москвы. Тем самым Правила землепользования и застройки были низведены с уровня городского закона до уровня подзаконного акта, то есть переданы в руки чиновников.

Когда даже Правительству Москвы стало ясно, что до бесконечности оттягивать градостроительное зонирование в столице все-таки невозможно, и придется как-то ограничить многолетний градостроительный произвол, оно своим Постановлением поручило Москомархитектуры осуществить в 2015-2016 гг. разработку проекта Правил землепользования и застройки города Москвы.

Тогда и возникла слабая надежда, что после этого московская застройка будет, наконец, введена в сколько-нибудь цивилизованное и законное русло, подчинится общедоступным и прозрачным правилам.

Увы, эта надежда совершенно не оправдалась: продукт жизнедеятельности чиновников (и депутатов), вынесенный на публичные слушания, просто не является Правилами землепользования и застройки в том смысле, который этому документу придает не только федеральное законодательство, но и Градостроительный кодекс Москвы.

Для начала определимся, что же такое ПЗЗ? Согласно федеральному и московскому градостроительным кодексам, Правила землепользования и застройки вместе с генеральным планом Москвы должны быть двумя основополагающими документами территориального планирования. Именно они определяют, где будет строиться новое жилье, социальная инфраструктура, новые дороги и станции метро, где будут разбиваться парки и скверы и появляться новые зоны отдыха. Конкретно ППЗ – это документ градостроительного зонирования. В нем для каждой территориальной зоны, на которые разбит город, определяются виды разрешенного использования земельного участка (например, жилая застройка или строительство общественно-деловых объектов) и предельные параметры застройки. Последние включают в себя минимальный размер земельного участка, плотность его застройки (в квадратных метрах), предельную высоту, а также максимальный процент застройки данного участка. В результате, после утверждения ПЗЗ, любой гражданин: и житель, и инвестор, и чиновник может легко определить, возможно ли новое строительство и в каких объемах в любом квартале города.

Чувствуете разницу? Не житель узнает, что будет построено в его дворе, а гражданин (и житель, и инвестор, и чиновник) может определить, возможно ли новое строительство.

Что же тогда московское начальство предложило одобрить на публичных слушаниях москвичам, столичным землепользователям и инвесторам, то есть всем тем, чьи права и законные интересы в сфере градостроительства должны обеспечивать правила землепользования и застройки?

Прежде всего, этот проект вообще не предусматривает в столице России никакого градостроительного зонирования с единым и четко определенным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, а представляет собой довольно беспорядочную «свалку» решений по отдельным земельным участкам — либо уже реализованных, либо ранее кулуарно принятых.

Проект не устанавливает в Москве ни жилых, ни общественно-деловых, ни производственных, ни рекреационных, ни каких-либо иных предписанных ст. 35 Градостроительного кодекса РФ видов территориальных зон с ясным назначением.

Вместо этого карта Москвы оказалась сплошь покрытой многочисленными одноименными «территориальными зонами сохранения землепользования», обозначенными на картах буквой «Ф». Нарядный агитационный буклет, распространенный на экспозициях и в местах проведения публичных слушаний, уверял, что эти «территориальные зоны сохранения землепользования» или «зоны Ф», «фиксируют, а главное, сохраняют сегодняшнюю застройку, то есть дают москвичам уверенность в том, что у них под окнами не вырастет новый торговый центр, общежитие или многоэтажный паркинг без учета их мнения». Более того, согласно тому же буклету «без проведения публичных слушаний невозможно будет начать новое строительство в городе».

Это, мягко говоря, лукавство. В проекте определено: «Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования (фактическое использование — индекс «Ф») в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для указанных земельных участков в качестве основного вида разрешённого использования устанавливается вид — "использование для нужд населенного пункта"».

Так вот, во-первых, такого отдельного вида разрешенного использования земельных участков - «для нужд населенного пункта» - ни градостроительное, ни земельное законодательство не предусматривает. Земли для государственных или муниципальных нужд - есть, и все, что с ними связано, очень четко определено законом, а вот что такое «для нужд населенного пункта» - непонятно. Это никакой не особый вид разрешенного использования, а обязательное свойство любого допустимого по закону использования всякого земельного участка на территории города.

Во-вторых, таких «случаев отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для указанных земельных участков» - практически вся Москва, поскольку эти участки, непосредственно занятые жилыми домами (включая междомовое пространство), повсеместно до сих пор не поставлены на кадастровый учет (см. ниже справку «К истории вопроса»). Соответственно, и сведений об их разрешенном  использовании нет и не может быть в Едином государственном реестре недвижимости.

Поскольку же в проекте ПЗЗ вообще отсутствуют предусмотренные Градостроительным кодексом РФ виды территориальных зон, то снимаются и установленные этим кодексом ограничения на строительство объектов, несвойственных виду зоны. Другими словами, в случае принятия этих ПЗЗ все участки жилой застройки после их формирования и постановки на кадастровый учет с этим «видом» разрешенного использования – «для нужд населенного пункта» (а это в первую очередь касается нашего междомового пространства, наших придомовых территорий) можно будет использовать для любого строительства вообще, что открывает широкие возможности для чиновничьего произвола и коррупции.

Допустив принятие этого проекта, мы тем самым соглашаемся с тем, что в любой момент, на любом «свободном» участке территории города, включая и нашу придомовую территорию, простым административным решением, уже без всяких дополнительных слушаний можно будет разместить практически любой объект.

Более того, проектом заранее разрешается строительство любых объектов, включенных в государственную программу или адресную инвестиционную программу города Москвы. А адресная инвестиционная программа, согласно постановлению правительства Москвы, формируется самим правительством Москвы фактически по собственному усмотрению и уточняется ежегодно. Все! Теперь уже ничто больше не помешает московским чиновникам (и депутатам) вкупе со строительной олигархией без всяких новых публичных слушаний размещать по своему усмотрению любой объект на любом земельном участке в Москве, в том числе со сносом имеющихся строений. Проект ПЗЗ разрешает это заранее.

К тому же в проекте ПЗЗ заложены недопустимые градостроительные параметры: пространство «от отмостки до отмостки» между любыми жилыми домами может быть предоставлено под строительство.  При отсутствии же в Москве полноценного межевания это приведет к тотальной уплотнительной застройке.

 

Так что этот «вид» разрешенного использования следовало бы назвать не «для нужд населенного пункта», а «для нужд чиновников и строительных олигархов».

Факты нарушений как федерального, так и московского законодательства можно перечислять и далее. Проект ими буквально усеян.

Так, «креативно» авторы проекта ПЗЗ подошли к определению видов разрешенного использования земельных участков, хотя никакого творчества здесь не только не требовалось, но и не допускалось. Список этих видов уже определен Классификатором видов разрешенного использования, утвержденным приказом Минэкономразвития от 01.09.2014 г. № 540.

Авторы проекта почему-то сочли для себя возможным выйти  за пределы полномочий города Москвы и прямо нарушить Земельный кодекс Российской Федерации (п. 2 ст. 7). Там однозначно указано, что «виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений».

Разработчики проекта, вопреки закону, самовольно изменили названия некоторых видов разрешенного использования земельных участков и даже ввели новые. Никакой федеральный закон не разрешает субъектам Российской Федерации, в том числе, естественно, и Москве, вносить в этот классификатор какие бы  то ни было изменения или дополнения.

А вот разработчики ПЗЗ включили в свой проект еще и собственное толкование «классификатора», назвав его «перечнем». Этот «перечень», как отмечают эксперты, в частности, из группы ПИРКС, - сгусток не только нарушений закона, но и некомпетентности. Похоже, руку к нему приложили не только чиновники из Москомархитектуры, но и не слишком грамотные депутаты из профильной комиссии Мосгордумы. Там полностью нарушен логический порядок федерального классификатора, целостные виды разрешенного использования произвольно разделены на составляющие, числовые коды искажены, а содержательные наименования заменены бессмысленной хаотичной нумерацией. Более того, в ряде случаев для произвольно выделенных из федерального классификатора частных случаев разрешенного использования участков установлены бессмысленные или неуместные дополнения.

Например: «индустриальные парки», в которых в реальности осуществляется промышленное производство, в проекте оказались разновидностями не промышленных, а научных объектов; в качестве частного случая коммунальных объектов появились загадочные «контрольно-пропускные пункты»; службы занятости населения попали в одну категорию не с социальными службами, а с домами престарелых, детскими домами и ночлежками для бездомных; клинические и медицинские лаборатории попали в разные категории; в качестве разновидности учреждений культуры появились организации масс-медиа и СМИ; из монастырей были выделены и попали в другую категорию храмы; к объектам, предназначенным для размещения и обслуживания органов государственной власти и местного самоуправления добавились не предусмотренные никакими законами и загадочные по своим функциям «объекты государственных органов». «Перечень» несуразностей можно продолжать.

Отдельного рассмотрения требует незаконное выделение в проекте ПЗЗ внутри «зон сохраняемого землепользования» т.н. самостоятельных «территориальных зон» в виде отдельных участков и небольших групп таких участков с фиксированными видами разрешенного использования, которые определяются или по назначению фактически располагающегося там одного или нескольких зданий, или по градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ), выданному Москомархитектурой на основании решения Градостроительно-земельной комиссии во главе с мэром столицы.

Дело здесь даже не в том, что согласно ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, территориальные зоны могут состоять из одного земельного участка лишь в порядке исключения - таких «исключений» в проекте ПЗЗ только в виде участков с ГПЗУ почти 6,5 тысяч. Что превращает исключения в правило. Гораздо хуже то, что образование таких формальных «территориальных зон» из одного или нескольких участков, занимаемых одинаковыми по характеру объектами (например, только жилыми домами, или только образовательными, или только медицинскими учреждениями, или зданиями, входящими в единый производственный комплекс), не соответствует смыслу территориального зонирования. Назначение таких «территориальных зон» становится настолько узким, что там не только не может быть никакого «устойчивого развития», но просто физически не остается места для обязательной, согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, «возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства».

Механически образовав в городе почти 6,5 тысяч фиктивных «территориальных зон» на основе отдельных участков с выданными ГПЗУ (а многие из таких ГПЗУ вызвали резкие возражения и протесты жителей соответствующих районов и даже судебные споры), разработчики проекта ПЗЗ даже не удосужились проверить, соответствуют ли сведения из этих ГПЗУ, включенные в проект ПЗЗ в качестве «градостроительного регламента» этих «зон», требованиям закона и положениям самого проекта ПЗЗ.

В результате, во многих таких «зонах» разрешенное использование участков не соответствует ни федеральному классификатору, ни даже «перечню», приведенному в самом проекте, в ряде случаев не включает фактического использования по кадастру, а в некоторых и вовсе не установлено.

Чем это угрожает москвичам?

А вот чем. Проект радикально сужает круг вопросов, по которым в будущем предусматриваются публичные слушания при внесении изменений в ПЗЗ. Формулировки проекта ПЗЗ, перечисляющие случаи, «когда предмет проведения публичных слушаний отсутствует» настолько расплывчаты, что под них может попасть все, что угодно.

И это еще не все. Дело в том, что согласно федеральному и московскому градостроительным кодексам в тех случаях, когда изменения в ПЗЗ затрагивают отдельную территорию или территориальную зону, публичные слушания по внесению таких изменений производятся только в границах этой территории или территориальной зоны с участием тех москвичей, которые живут или работают на такой территории, правообладателей земельных участков и прочих объектов недвижимости, находящихся в ее границах, а также с участием местных муниципальных и городских депутатов.

Как проходят подобные локальные публичные слушания, многие москвичи знают по собственному опыту. Об этом говорит и количество судебных дел об оспаривании результатов слушаний. Но особенно пикантной ситуация станет с появлением в ПЗЗ тысяч «территориальных зон», состоящих из одного единственного земельного участка (например, занятого школой, детским садом, магазином или поликлиникой). В этом случае изменение правового режима соответствующей «территориальной зоны» путем внесения изменений в ПЗЗ даже с «публичными слушаниями» будет обходиться без всякого учета мнения жителей и соседних правообладателей, не имеющих к такому участку-«зоне» ровным счетом никакого отношения.

Проектом фактически ликвидируется процедура публичных слушаний по землеотводам на строительство и по иным важнейшим градостроительным вопросам. Так, без публичных слушаний правообладатели нежилых зданий могут реконструировать их и строить на этих земельных участках здания практически любой высотности и любого назначения.

Без публичных слушаний вносятся  изменения в ПЗЗ, если территории были лишены охранного статуса или были сняты ограничения на застройку.  В первую очередь, это грозит застройкой территорий природного комплекса. Таким образом, создаются механизмы обхода охранного статуса объектов природного комплекса и культурного наследия.  Также в проекте обнаруживаются "зоны развития", т.е.  зоны, где возможно новое строительство, которые накладываются на территории объектов, имеющих охранный статус.

В случае принятия этого документа, он обязательно станет средством легализации захватов земли, прежде всего земель общего пользования (парков, скверов, участков многоквартирных домов, земель кварталов, памятников истории и культуры  и др.).  Большинство таких земель,  которыми жители пользуются в силу ранее вступившего в действие законодательства, не перенесены в своих существующих (действующих) размерах и границах в сегодняшние реестры недвижимости. Есть все основания полагать, что это было сделано намеренно. Чиновники, принимающие градостроительные решения, получают неограниченные возможности незаконного распоряжения не переучтёнными земельными участками. Вот где простор для  нарушений имущественных прав и права на землю миллионов москвичей и масштабной коррупции!

В принципе правила землепользования и застройки должны были бы обеспечивать сбалансированное развитие городских территорий. Но предложенный москвичам проект преследует прямо противоположные цели - обеспечение ничем не ограниченной уплотнительной застройки. Реализация этого проекта неизбежно приведет к перегрузке инженерной инфраструктуры города и  последующим крупномасштабным авариям. Также неминуемы транспортный коллапс, экологическая  катастрофа и резкое ухудшение качества жизни москвичей. Реализация всех строек, что включены в проект ПЗЗ, означает катастрофическое перенаселение и так уже перенаселенного города и тяжелый социальный кризис.

 В Москве со скандалами прошли публичные слушания по проекту Правил землепользования и застройки. Многие жители и муниципальные депутаты выступили категорически против принятия предложенного проекта.

Московская практика «учета результатов публичных слушаний» по вопросам градостроительства такова, что участник слушаний, внесший хоть сотни любых замечаний к отдельным положениям рассматриваемого проекта, считается поддержавшим проект в целом, если только он прямо не потребовал отклонить этот проект и отправить его на доработку. Отдельные же внесенные замечания могут быть как приняты, так и отклонены в полном соответствии с нормами действующего законодательства.

 

Национальная Академия изучения и исследования проблем коррупции и редакция еженедельника «Экономика и Коррупция» считают, что

а) представленный проект Правил землепользования и застройки города Москвы должен быть безусловно отклонен как противоречащий действующему российскому и московскому законодательству и нарушающий права граждан;

б) необходимо провести проверку Контрольно-счетной палатой города Москвы целевого использования бюджетных средств на разработку некачественного проекта;

в) необходимо провести проверку должностного соответствия лиц, причастных к массовым нарушениям в тексте проекта действующего российского законодательства.

При подготовке нового проекта Правил землепользования и застройки города Москвы необходимо:

- обеспечить неукоснительное соблюдение действующего федерального и московского законодательства;

- провести тщательную антикоррупционную экспертизу нового проекта.

 

М. Садаев, Президент Национальной Академии изучения и исследования проблем коррупции

В. Филиппов, главный редактор еженедельника «Экономика и Коррупция»

© 2005–2014, Национальная Академия Изучения и Исследования Проблем Коррупции
Создание сайта — Студия Brandmotiv.ru