Что такое общественный суд, кому и зачем он нужен?

Всем нам, всему нашему обществу. Да, при принятии решения наш «государственный суд», судья в силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ должен оценивать «доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств».

Но в реальной жизни судьи далеко не всегда действуют в строгом соответствии с действующим законодательством, а выраженная в приговорах и решениях позиция судей нередко расходится с мнением значительной части общества, оскорбляет их чувство справедливости. В обычных судах это отличное мнение граждан или не может быть выражено или просто игнорируется. А это уже источник социальной напряженности. Общественные суды, по нашему мнению, могут и должны стать необходимым атрибутом государства, возможностью граждан выразить свою точку зрения на какую-либо общественно значимую проблему.

Общественные суды вполне соответствуют Конституции Российской Федерации, гарантирующей нашим гражданам «свободу мысли и слова» (ст. 29), а также ратифицированной Россией Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, предусматривающей обеспечение права на свободу выражения мнения (ст. 10). Они должны стать доступной формой публичного высказывания мнения по самым актуальным проблемам общества: коррупция и воровство, произвол чиновников в сфере градостроения…

Сегодня власть, чиновники всех уровней при принятии непопулярных, а то и откровенно вредных, но, как правило, затратных, решений привычно ссылаются на некое мнение общественности, «общественное мнение», выразителей которого никто никогда в реальной жизни не видит. В данном же случае речь идет о структуре, которая будет выражать то самое общественное мнение, нет, не мнение всего общества, а лишь группы граждан, заинтересованных в справедливом, по их мнению, решении той или иной животрепещущей проблемы. Мнение группы граждан, которые хотят, чтобы их мнение по этой проблеме было услышано. Понятно, что решения такого общественного суда могут носить исключительно рекомендательный характер и выражать лишь мнение граждан, принявших в этом действии непосредственное участие.

Очень условным аналогом предлагаемого общественного суда можно назвать товарищеские суды в СССР, которые имели преимущественно воспитательные задачи в духе того времени.

Еще Декретом Совнаркома от 14 ноября 1919 года узаконивалось фор­мирование рабочих дисциплинарных товарищеских судов из представите­лей органов управления, профсоюзов. Суды наделялись правом применять к нарушителям самые суровые наказа­ния, вплоть до отправления на тяжелые общественно необходимые работы. По­том, в период нэпа, в 1923 году их лик­видировали. Но уже в 1931 году вновь создали на фабриках и заводах, государственных, общественных учреждениях. В основном они занимались нарушени­ями трудовой дисциплины.

Идея общественных судов тог даочень нра­вилась прокурорским работникам и ми­нистрам юстиции, которые ее пропаган­дировали и продвигали. По инициативе наркома юстиции РСФСР Крыленко в начале 1930-х годов создавались самые разнообразные суды: сельские, производственно-товарищеские, колхозные, аульные, туземные, жилищные… Так, уже в начале 1933 года в СССР действовало 20 648 производственно-товарищеских судов. Причем на одном предприятии их могло быть несколько. Если в цехе труди­лось более 25 человек, то он имел право завести свой, цеховой суд.

Позже появились жилищно-товарищеские суды, товарищеские суды в ремесленных и железнодорожных учи­лищах, школах фабрично-заводского обучения. А 17 января 1939 года Совнар­ком утвердил Положение о красноармейских товарищеских судах, ставших прообразами появившихся после войны офицерских судов чести.

Но более или менее совершенный вид товарищеские суды приобрели только в 1977 году, ког­да был принят Указ Президиума Верхов­ного Совета РСФСР «Об утверждении Положения о товарищеских судах и По­ложения об общественных советах по работе товарищеских судов». На пред­приятиях, в учреждениях и организаци­ях страны действовало около 330 тысяч этих общественных органов. Ежегодно они привлекали к ответственности около 40 тысяч человек. Главным образом — за нарушения трудовой дисциплины. Това­рищеские суды избирались сроком на два года на общих собраниях работни­ков в организациях, насчитывающих не менее 50 работников.

Безусловно, для своего времени то­варищеские суды были благом и при­несли немало пользы. Хотя бы потому, что спасли от тюрьмы огромное коли­чество людей. Кроме дел о нарушениях трудовой дисциплины и правил охраны труда, они занимались рассмотрением уголовных преступлений: мелкое ху­лиганство, нанесение легких телесных повреждений, хищение государствен­ного или общественного имущества на сумму до 50 рублей, мелкая спекуляция, кража малоценных предметов. Главной задачей товарищеских судов было при­стыдить и убедить нарушителя, что ху­лиганить и воровать нехорошо. Как ни удивительно, часто это получалось.

А еще она позволяла правоохрани­тельным органам избавлять людей от уголовного наказания. Статья 10 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР позволяла передать материалы о совер­шенном им преступлении в товарище­ский суд без возбуждения уголовного дела. А статья 7 позволяла прекратить уголовное дело с передачей материа­лов в товарищеский суд. Понятно, что это решение принималось не единолич­но, а постановление утверждалось про­курором.

Чем товарищеские суды себя дей­ствительно скомпрометировали, так это «копанием» в «грязном семейном белье». Но и то не по своей воле. Им предписывалось рассматривать ма­териалы о невыполнении или ненад­лежащем выполнении родителями обязанностей по воспитанию детей, о недостойном поведении в семье, о недостойном отношении к женщине и еще много чего.

Лю­бопытно, что «Положение о то­варищеских судах» не предусматривало ни защитников, ни обвинителей.

Конечно же, никакой прямой аналогии предлагаемых нами общественных судов с товарищескими судами советских времен нет. Чтобы убедиться в этом, следует набраться терпения и внимательно прочитать регламент. Нам кажется, он достаточно прост как для понимания, так и для практического применения.

Мы очень надеемся, что общественные суды в нашей трактовке станут полезной площадкой обсуждения давно перезревших проблем сегодняшней России, в первую очередь, несомненно, коррупции, поразившей все наше общество. Такие публичные процессы с вовлечением в них заинтересованных граждан сами по себе могут стать серьезным фактором противодействия коррупции, оказывать «отрезвляющее» воздействие на потенциальных казнокрадов и взяточников.

Только в страшном сне они смогут себе представить подобный общественный процесс, общественный суд, мнение которого в дальнейшем может быть положено в основу решения уже «государственного суда», судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, судов, осуществляющих судебную власть.

 

Проект

 

РЕГЛАМЕНТ СУДА ОБЩЕСТВА (ОБЩЕСТВЕННОГО СУДА, СУДА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ) ПО  СОБЫТИЯМ ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, (указывается причина, предмет, обстоятельства подлежащие рассмотрению).

 

ПРИНЯТ  ДАТА, ВСТУПИЛ В СИЛУ ДАТА

ПРЕАМБУЛА

Суд,

принимая во внимание решение (указывается орган принявший решение) об учреждении  СУДА ОБЩЕСТВА по ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, (указывается проблема подлежащая рассмотрению);

принимая во внимание Конституцию РФ, интересы общества, а так же необходимость определения заинтересованными сторонами суда общественного мнения, выработки понятия суда общественного мнения;

принимает следующие правила

 

ЧАСТЬ I

СУД

 СУДЬИ И ЗАСЕДАТЕЛИ

Члены Суда

Статья 1

1. Членами Суда являются судьи и заседатели (асессоры) избранные (включённые) в состав суда (указывается учредитель суда).

2. В целях рассмотрения дела Суд также дополнительно может включить в состав судебного присутствия одно или несколько лиц, избранных согласно статьи 1 для участия в присутствии в качестве судей.

3. В положениях настоящего Регламента термин «Член Суда» означает избранного судью; термин «судья» означает равным образом, как Члена Суда Общества, так и заседателя.

 

Статья 2

1. Срок полномочий Членов Суда, заканчивается по постановлении окончательного решения Судом в пределах своих полномочий.

2. Срок полномочий Члена Суда, избранного на замену Члена, срок полномочий которого не истек, начинает истекать со дня избрания.

 

Статья 3

1. При исполнении своих функций Члены Суда равны независимо от возраста, даты избрания или продолжительности службы.

2. В течение срока своих полномочий Председатель и Вице-Председатель Суда имеют старшинство перед всеми другими Членами Суда.

 

Статья 4

1. Заявление, которое обязан сделать каждый Член Суда, гласит:

«Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности и осуществлять свои полномочия в качестве судьи Честно, с преданностью делу, беспристрастно и добросовестно».

2. Это заявление должно быть сделано в первом открытом заседании Суда, на котором присутствует Член Суда. Такое заседание созывается как можно скорее после начала срока его полномочий, а в случае необходимости с этой целью созывается специальное заседание.

3. Переизбранный Член Суда делает новое заявление лишь в том случае, если его новый срок полномочий не следует непосредственно за предыдущим.

 

Статья 5

1. Если Член Суда принимает решение подать в отставку, он доводит свое решение до сведения Председателя, и отставка вступает в силу.

2. Если Член Суда, который принимает решение выйти из состава Суда в отставку, является Председателем, он должен довести свое решение до сведения Суда, и отставка вступает в силу.

 

Судьи

Статья 6

 

1. Судьи участвуют в деле, на условиях полного равенства с другими судьями.

Ст.ст. 7-8 изъяты.

 

 

Заседатели (Асессоры)

Статья 9

1.  Прежде Чем приступить к своим обязанностям, заседатели (асессоры) делают на открытом заседании следующее заявление:

«Я торжественно заявляю, что буду выполнять свои обязанности (заседателя) асессора Честно, беспристрастно и добросовестно и буду с преданностью делу соблюдать все положения Статута и Регламента Суда».

 

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВО

 

Статья 10

1. Срок полномочий Председателя и Вице-Председателя начинает истекать с даты, с которой в соответствии со статьей 2 настоящего Регламента начинают истекать сроки полномочий Членов Суда.

2. Выборы Председателя или Вице-Председателя проводятся на эту дату или вскоре после нее. Если бывший Председатель остается Членом Суда, он продолжает выполнять свои функции, пока не состоятся выборы Председателя.

 

Статья 11

1. Если на дату выбора Председателя бывший Председатель остается Членом Суда, выборы проводятся под его руководством. Если он перестал, быть Членом Суда или не может действовать в этом качестве, выборы проводятся под руководством Члена Суда, исполняющего функции Председателя согласно пункту 1 статьи 13 настоящего Регламента.

2. Выборы проводятся открытым голосованием после того, как Член Суда, исполняющий функции Председателя, сообщит Число голосов, требуемых для избрания; выставление кандидатур не производится. Член Суда, получивший простое большинство голосов Членов состава Суда на момент выборов, объявляется избранным и немедленно приступает к выполнению своих функций.

3. Выборы Вице-Председателя проводятся под руководством нового Председателя на том же или на последующем заседании. К этим выборам равным образом применяются положения пункта 2 настоящей статьи.

 

Статья 12

Председатель руководит всеми заседаниями Суда; он направляет работу и контролирует делопроизводство Суда.

 

Статья 13

1. В случае если место председателя вакантно или Председатель не может выполнять свои функции, их выполняют Вице-Председатель или старший (по возрасту) судья.

2. В случае если Председатель не может находиться в составе судебного присутствия или председательствовать по делу в силу какого-либо положения Статута или настоящего Регламента, он продолжает выполнять функции Председателя во всех отношениях, за исключением данного судебного заседания.

3. Председатель принимает необходимые меры, с тем, чтобы обеспечить непрерывное выполнение функций председателя в месте пребывания Суда. В случае своего отсутствия он может, в той мере, в какой это совместимо со Статутом и настоящим Регламентом, принять меры к тому, чтобы функции председателя выполнялись Вице-Председателем или, в его отсутствие, старшим судьей.

4. Если Председатель принимает решение подать в отставку со своего поста, он доводит свое решение в письменном виде до сведения Суда, через Вице-Председателя, а в его отсутствие — через старшего судью. Если Вице-Председатель принимает решение подать в отставку со своего поста, он доводит свое решение до сведения Председателя.

 

ВНУТРЕННЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СУДА

Статья 15

Внутренняя судебная практика Суда регулируется с соблюдением положений  настоящего Регламента любой резолюцией, принятой Судом по данному вопросу.

Статья 16

1. Кворум, применяется ко всем заседаниям Суда.

2. Обязанность членов Суда  быть в распоряжении Суда во всякое время означает, что они присутствуют на всех заседаниях Суда, за исключением случаев отсутствия по болезни или по другим серьезным причинам, должным образом объясненным Председателю, который информирует об этом Суд.

3. Суд устанавливает сроки и продолжительность судебных каникул, а также сроки и условия отпусков отдельных членов Суда в соответствии с требованиями текущей работы.

6. В срочном случае Председатель может созвать Суд в любое время.

 

Статья 17

1. Совещания Суда происходят в открытом заседании. Суд может в любое время принять решение опубликовать или разрешить опубликование полностью или частично материалов своих совещаний по вопросам, не относящимся к отправлению общественного правосудия.

2. Только судьи и заседатели (асессоры), если таковые имеются, принимают участие в совещаниях по вопросам, относящимся к отправлению общественного правосудия. В них участвуют Секретарь Суда или его заместитель и любые другие служащие Секретариата, присутствие которых может потребоваться. Никакие иные лица не могут присутствовать на них без разрешения Суда.

3. Протоколы совещаний Суда по вопросам, относящимся к отправление правосудия, содержат лишь наименование или характер обсуждаемых вопросов или дел и результаты голосования. В них не регистрируются подробности обсуждения или выраженные мнения, однако при том условии, что любой судья вправе просить, чтобы сделанное им заявление было занесено в протокол.

 

ЧАСТЬ II

СЕКРЕТАРИАТ

Статья 18

1. Суд избирает своего Секретаря открытым голосованием из числа кандидатов, предложенных членами Суда. Секретарь избирается на семилетний срок. Он может быть переизбран.

2. Председатель уведомляет членов Суда об открывшейся или предстоящей вакансии либо в момент открытия такой вакансии, либо, если вакансия открывается вследствие истечения срока полномочий Секретаря, по меньшей мере, за три месяца до истечения срока этих полномочий. Председатель устанавливает срок прекращения внесения кандидатов в списки таким образом, чтобы относящиеся к кандидатам предложения и сведения могли быть представлены в течение необходимого срока.

3. Предложения должны содержать необходимые сведения о кандидатах, в частности сведения об их возрасте, гражданстве, занятиях в данный момент, специальном образовании, знании языков, опыте практической работы в области права, дипломатии или деятельности международных организаций.

4. Кандидат, получивший большинство голосов членов состава Суда на момент выборов, объявляется избранным.

 

Статья 19

Суд избирает заместителя Секретаря; к его выборам и продолжительности срока его полномочий применяются положения статьи 22 настоящего Регламента.

 

Статья 20

1. Перед вступлением в должность Секретарь делает на заседании Суда следующее заявление:

«Я торжественно заявляю, что буду осуществлять возлагаемые на меня обязанности Секретаря  Суда Общества со всей лояльностью, благоразумием, добросовестностью и буду строго соблюдать все предписания  Регламента Суда»

2. Перед вступлением в должность заместитель Секретаря делает на заседании такое же заявление.

 

Статья 21

1. Сотрудники (помощники) секретариата назначаются Судом из членов Комитета 6 Мая по представлению Секретаря. Однако Суд может принять решение, что для определенных Судом должностей предложения о назначении представляются Секретарем с одобрения Председателя.

2. Перед вступлением в должность каждый служащий делает следующее заявление Председателю в присутствии Секретаря:

«Я торжественно заявляю, что буду осуществлять возлагаемые на меня обязанности Секретаря  Суда Общества со всей лояльностью, благоразумием и добросовестностью и буду строго соблюдать все предписания  Регламента Суда».

 

Статья 22

1. При выполнении своих функций Секретарь:

а) обеспечивает передачу сообщений, исходящих от Суда или поступающих в его адрес, в Частности передую всех уведомлений, нотификаций и документов, предусмотренных настоящим Регламентом, с тем, чтобы можно было легко контролировать сроки их отправления и получения;

б) ведет под контролем Председателя и в устанавливаемой Судом форме общий список всех дел, поступивших и зарегистрированных под входящим номером в том порядке, в котором Секретариат принимает документы;

в) хранит заявления, обращения, граждане являющихся участниками Суда, о признании ими юрисдикции Суда в соответствии с резолюцией Комитета 6 Мая, принимаемой Комитетом и передает их  копии всем  участниками Суда;

г) передает сторонам копии материалов предварительного производства по делу и прилагаемых документов по их получении Секретариатом;

е) доводит до сведения сторон,  и всех других заинтересованных лиц необходимые сведения относительно лиц, имеющих право пользоваться информацией на основании Регламента или любого соответствующего решения Суда или Комитета;

д) присутствует лично или в лице своего заместителя на заседаниях Суда  и обеспечивает под свою ответственность составление протоколов этих заседаний;

ж) подписывает решения, консультативные заключения и постановления Суда, а также протоколы, указанные в подпунктах выше;

з) обеспечивает печать и публикацию решений, консультативных заключений и постановлений Суда, материалов предварительного производства, заявлений, протоколов открытых заседаний по делу, а также любых других документов, об опубликовании которых распорядится Суд;

и) несет ответственность за работу административного аппарата;

к) принимает меры к удовлетворению просьб о предоставлении сведений относительно Суда и его деятельности;

л) содействует поддержанию отношений между Судом и СМИ, специализированными учреждениями;

м) принимает меры к тому, чтобы сведения о Суде и его деятельности предоставлялись в распоряжение правительств, национальных верховных судов, профессиональных и научных обществ, юридических высших учебных заведений и школ, а также средств массовой информации;

n) обеспечивает хранение печатей и штампов Суда, архивов Суда и любых других архивов, переданных под ответственность суда.

2. Суд может в любое время возложить на Секретаря дополнительные функции.

3. При выполнении своих функций Секретарь несет ответственность перед Судом.

 

Статья 23

1. Заместитель Секретаря оказывает помощь Секретарю и замещает его в его отсутствие, а в случае, если его место становится вакантным, выполняет функции Секретаря до тех пор, пока вакансия не будет заполнена.

2. В случае, если как Секретарь, так и заместитель Секретаря не могут выполнять функции Секретаря, Председатель назначает одного из служащих (помощников) Секретариата для выполнения этих функций в течение необходимого времени. В случае, если оба эти места окажутся вакантными одновременно, Председатель после консультации с Членами Суда назначает одного из служащих Секретариата для выполнения функций Секретаря вплоть до избрания нового Секретаря.

 

Статья 24

1. Секретариат состоит из Секретаря, заместителя Секретаря и других служащих, в которых нуждается Секретарь для действенного выполнения своих функций.

2. Суд определяет организацию Секретариата и с этой целью дает указание Секретарю представить свои предложения.

3. Инструкции для Секретариата составляются Секретарем и утверждаются Судом.

4. Служащие Секретариата осуществляют свои функции, так же как и все Члены Суда на общественных началах и за свой счёт.

 

Статья 25

1. Секретарь может быть освобожден от своих функций лишь в том случае, если, по мнению двух третей Членов Суда, он не в состоянии выполнять свои функции или серьезно нарушил возложенные на него обязанности.

2. Перед принятием решения о применении настоящей статьи Председатель информирует Секретаря о намечаемой мере путем письменного уведомления, в котором излагаются причины и приводятся все соответствующие доказательства. Ему предоставляется затем возможность на закрытом заседании Суда сделать заявление, представить сведения или объяснения, которые он пожелает дать, и ответить устно или письменно на поставленные перед ним вопросы.

3. Заместитель Секретаря может быть освобожден от своих функций только по тем же причинам и в соответствии с той же процедурой.

 

СУДОПРОИЗВОДСТВО

СООБЩЕНИЯ СУДУ И КОНСУЛЬТАЦИИ

Статья 26

Все сообщения, направляемые Суду в соответствии с настоящим Регламентом, препровождаются Секретарю, если не указано иное. Любая просьба, заявленная одной из сторон, равным образом препровождается Секретарю, если она не была заявлена на заседании Суда в ходе устного судопроизводства.

 

Статья 27

По любому переданному в Суд делу Председатель осведомляется о точках зрения сторон по вопросам судопроизводства. С этой целью он созывает представителей сторон как можно скорее после их назначения, а затем каждый раз, когда сочтёт это необходимым.

 

СУДОПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ

Возбуждение дела

Статья 28

1. Дело возбуждается  в Суде заявлением, направляемым в адрес Суда, в заявлении указываются сторона-заявитель, орган государственной власти, должностное лицо органа власти против которого возбуждается дело (которое привлекается в качестве стороны по делу) и предмет спора.

2. В заявлении, насколько это возможно, указываются правовые основания, которыми заявитель имеет в виде обосновать рассмотрение заявления Судом; кроме того, в нем точно указывается существо претензий и содержится краткое изложение фактов и доводов, на которых основывается данное заявление.

3. Подлинник заявления подписывается заявителем либо его представителем, а так же представителем стороны, его подающей, либо иным должным образом уполномоченным лицом.

4. Секретарь немедленно передает ответчику (стороне) заверенную копию заявления.

 

Статья 29

1. Все действия, производимые от имени сторон после возбуждения дела, осуществляются представителями. Представители должны иметь служебный адрес в пункте местонахождения Суда, по которому отправляются все сообщения, касающиеся соответствующего дела. Сообщения, адресованные представителям сторон, рассматриваются как адресованные самим сторонам.

2. При возбуждении дела заявлением в нем указывается фамилия представителя заявителя. По получении заверенной копии заявления или в кратчайший возможный срок после этого ответчик доводит до сведения Суда фамилию своего представителя.

 

Статья 30

Секретарь направляет копии любого заявления  относительно возбуждения производства (привлечения по делу) дела в Суде: Членам суда, сторонам, заинтересованным лицам.

 

Письменное судопроизводство

Статья 31

1. В свете сведений, полученных Председателем в соответствии с настоящим Регламентом, Суд принимает необходимые постановления с целью определить, в частности, количество и порядок представления документов судопроизводства, а также сроки их представления.

2. При выработке постановлений, выносимых в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, принимается во внимание любое соглашение между сторонами, которое не влечёт неоправданного промедления. В любом случае другой стороне предоставляется возможность выразить свои мнения.

4. Если Суд не заседает, его полномочия согласно настоящей статье осуществляются Председателем без ущерба для любого последующего решения Суда.

 

Статья 32

1. По делу, возбужденному заявлением, документы судопроизводства включают в следующем порядке: меморандум заявителя; контрмеморандум (отзыв) ответчика.

2. Суд может разрешить или предписать заявителю представить ответ, а ответчику — реплику на ответ, если стороны согласились об этом или если Суд решит по собственной инициативе или по просьбе одной из сторон, что эти документы необходимы.

 

Статья 33

В любое время Суд может постановить, чтобы два или несколько дел были объединены. Он может также постановить, чтобы письменное или устное судопроизводство, включая вызов свидетелей, носило общий характер; он может также, не производя формального объединения, вынести постановление об общем ведении дела в отношении одной или нескольких частей этих процедур судопроизводства.

Статья 34

Сроки совершения актов судопроизводства могут устанавливаться путем определения конкретного периода, но они должны всегда содержать точные даты. Сроки должны быть настолько краткими, насколько это позволяет существо дела.

Статья 35

1. Меморандум содержит изложение фактов, на которых основывается просьба, изложение правовой стороны дела и заключение.

2. Контрмеморандум (отзыв) содержит: признание или опровержение фактов, указанных в меморандуме; в случае необходимости — изложение дополнительных фактов; замечания, относящиеся к изложению правовой стороны дела, содержащемуся в меморандуме; ответное изложение правовой стороны дела и заключение.

3. В ответе и реплике на ответ, если Суд разрешает их представить, не просто повторяются утверждения сторон, а освещаются вопросы, по которым между сторонами еще имеются разногласия.

4. Каждый документ судопроизводства содержит, в отличие от представления доводов, заключения, представляющей его стороны на соответствующей стадии судопроизводства, либо подтверждает ранее представленные заключения.

 

Статья 36

1. К подлиннику любого документа судопроизводства прилагаются заверенные сторонами копии всех соответствующих документов, подкрепляющих утверждения данного документа судопроизводства (возможно представление документа в электронном виде).

2. Если один из этих документов относится к делу лишь частично, достаточно привести в приложении лишь требуемые извлечения, касающиеся соответствующего документа судопроизводства. Экземпляр такого документа в полном виде сдается Секретарю, если данный документ не был опубликован таким образом, чтобы к нему имелся свободный доступ.

3. При сдаче документа судопроизводства препровождается список всех прилагаемых к нему документов.

 

Статья 37

1.Подлинник любого документа судопроизводства подписывается представителем и сдается в Секретариат.  Он сопровождается заверенной копией этого документа, приложениями и всеми переводами для сообщения другой стороне в соответствии с пунктом 4 статьи 43 Статута, а также таким количеством дополнительных экземпляров, какое требует Секретариат; в дальнейшем, в случае необходимости, может быть затребовано дополнительное количество экземпляров.

2. На всех документах судопроизводства должна быть проставлена дата.  Если документ должен быть предъявлен в Суд к определенной дате, Суд считает датой предъявления дату принятия документа Секретариатом.

3. Исправление ошибки в сданном документе может быть произведено в любое время с согласия другой стороны или с разрешения Председателя.  О любом таком исправлении уведомляется другая сторона в том же порядке, в каком сообщаются документы, к которым эти исправления относятся.

 

Статья 39

1. Суд или, если он не заседает, Председатель после ознакомления с мнениями сторон могут в любое время решить предоставить экземпляры документов судопроизводства и приложений к ним в распоряжение любой из сторон, имеющей право доступа к Суду и обратившегося с просьбой о предоставлении таких экземпляров.

2. После ознакомления с мнениями сторон Суд может решить предоставить общественности свободный доступ к экземплярам документов судопроизводства и приложений к ним при открытии устного судопроизводства или позднее.

 

Устное судопроизводство

Статья 40

1. По окончании письменного судопроизводства дело готово к слушанию. Дата открытия устного судопроизводства устанавливается Судом (Комитетом), который в случае необходимости может также решить отложить открытие или продолжение устного судопроизводства.

2. Устанавливая дату открытия устного судопроизводства или вынося решение отложить его, Суд принимает во внимание приоритет, предписываемый статьей 74 настоящего Регламента, и любые другие особые обстоятельства, включая неотложный характер какого-либо другого дела.

3. Если Суд не заседает, его полномочия согласно настоящей статье осуществляются Председателем.

 

Статья 41

1. После окончания письменного судопроизводства никакой новый документ не может представляться в Суд, кроме как с согласия другой стороны или в соответствии с положениями пункта 2 настоящей статьи. Сторона, желающая представить новый документ, передает его в подлиннике или в заверенной копии в количестве экземпляров, требуемых Секретарем, который обеспечивает сообщение его другой стороне и информирует Суд. Согласие другой стороны считается полученным, если эта сторона не возражает против представления документа.

2. Если согласия не имеется, Суд, заслушав стороны, может разрешить представление документа, если он считает это необходимым.

3. Если новый документ был представлен в соответствии с пунктами 1 или 2 настоящей статьи, другая сторона может представить свои замечания по нему и представить любой документ в подтверждение этих замечаний.

4. В ходе устного судопроизводства не может делаться никаких ссылок на содержание какого-либо документа, который не был представлен в соответствии с Регламентом или настоящей статьей, если такой документ не составляет часть публикации, к которой имеется свободный доступ.

5. Применение положений настоящей статьи само по себе не является основанием для того, чтобы отложить открытие или задержать ход устного судопроизводства.

 

Статья 42

Без ущерба для положений Регламента, касающихся представления документов, каждая сторона заблаговременно, до открытия устного судопроизводства, доводит до сведения Секретаря информацию, касающуюся любых доказательств, которые она намерена представить или о получении которых она намерена просить Суд. Эта информация должна содержать перечень фамилий, имен, гражданства, занятий и местожительства свидетелей и экспертов, которых эта сторона желает вызвать, с указанием в общих чертах вопроса или вопросов, по которым они будут давать показания. Должна быть представлена также копия этого сообщения для передачи ее другой стороне.

 

Статья 43

1. Суд определяет, должны ли стороны приводить свои доводы до или после предъявления доказательств; за сторонами однако остается право делать замечания по предъявленным доказательствам.

2. Порядок заслушания сторон, предъявления доказательств и заслушания свидетелей и экспертов, а также количество поверенных и адвокатов, выступающих от имени каждой стороны, определяются Судом после того, как стороны выразили свои мнения в соответствии со статьями настоящего Регламента.

 

Статья 44

Слушание дел в Суде производится публично, если Суд не примет иного решения или если стороны не требуют, чтобы публика не была допущена. Решение или просьба в связи с этим могут касаться всего слушания дела или его части; такое решение может быть вынесено в любое время.

 

Статья 45

1. Устные заявления от имени стороны должны быть как можно более краткими в пределах того, что необходимо для соответствующего представления объяснений данной стороны на слушании дела. Поэтому они должны касаться вопросов, по которым еще имеются противоречия между сторонами, и не должны воспроизводить содержание документов судопроизводства или просто повторять факты и доводы, содержащиеся в них.

2. По завершении последнего заявления, сделанного стороной в ходе слушания дела, ее представитель оглашает окончательные представления своей стороны, не перечисляя вновь доводов. Копия письменного текста этих представлений, подписанная представителем, сообщается Суду и передается другой стороне.

 

Статья 46

1. В любое время до или в ходе слушания дела Суд может указать вопросы или проблемы, которые, по его мнению, сторонам следует специально осветить, или те, которые, как он считает, уже были обсуждены в достаточной степени.

2. В ходе слушания дела Суд может задавать вопросы представителям, поверенным и адвокатам или просить у них разъяснений.

3. Такое же право задавать вопросы принадлежит каждому судье, и для осуществления этого права он доводит свое намерение до сведения Председателя, который руководит слушанием дела в соответствии Регламентом.

4. Представители, поверенные и адвокаты имеют право отвечать немедленно или в пределах срока, установленного Председателем.

 

Статья 47

1. В любое время Суд может предложить сторонам предъявить доказательства или дать объяснения, которые он считает необходимыми для уточнения любого аспекта рассматриваемых вопросов; Суд может также сам принять меры к сбору с этой целью иных сведений.

2. В случае необходимости Суд может привлечь свидетеля или эксперта для дачи показаний в ходе слушания дела.

 

Статья 48

1. Стороны могут вызвать любых свидетелей или экспертов, которые значатся в списке, переданном Суду в соответствии с настоящим Регламентом. Если в любой момент слушания дела одна из сторон желает вызвать свидетеля или эксперта, фамилия которого не значится в данном списке, она уведомляет об этом Суд и другую сторону и представляет сведения, требуемые согласно Регламента. Свидетель или эксперт могут быть вызваны либо в отсутствие возражений другой стороны, либо если Суд считает, что их показания будут прямо относиться к рассматриваемому делу.

2. Суд или, если он не заседает, Председатель принимают по просьбе одной из сторон или по собственной инициативе необходимые меры с целью заслушания свидетелей вне Суда.

 

Статья 49

За исключением случаев, когда с учётом особых обстоятельств Суд изберет иную форму,

а) каждый свидетель, прежде чем дать показания, делает следующее заявление:

«Я торжественно заявляю и клянусь честью и совестью, что буду говорить правду, всю правду и ничего, кроме правды»;

б) каждый эксперт, прежде чем огласить свое заключение, делает следующее заявление:

«Я торжественно заявляю и клянусь честью и совестью, что буду говорить правду, всю правду и ничего кроме правды и что мое заключение выражает мое искреннее убеждение».

 

Статья 50

Свидетели и эксперты опрашиваются представителями, поверенными или адвокатами сторон под руководством Председателя. Им могут задавать вопросы Председатель и судьи. Перед дачей показаний свидетели должны находиться вне зала заседаний.

 

Статья 51

Суд может по собственной инициативе или по просьбе одной из сторон в любое время принять решение об осуществлении своих функций относительно получения доказательств в месте или пункте, к которому относится дело, и на условиях, которые он определяет после ознакомления с мнениями сторон. Необходимые меры принимаются в соответствии с Регламентом.

 

Статья 52

1. Если Суд считает необходимым произвести расследование или экспертизу, то после заслушания сторон он принимает постановление по этому вопросу, в котором определяется предмет расследования или экспертизы, устанавливаются количество и порядок назначения исследователей или экспертов и предписывается необходимая процедура. В случае необходимости Суд приглашает исследователей или экспертов для выступления с торжественным заявлением.

2. Любой доклад или протокол относительно расследования и любой доклад экспертов сообщается сторонам, которым предоставляется возможность сделать замечания по ним.

 

Статья 53

Свидетели или эксперты, которые являются по вызову Суда, делают это за свой счёт  в соответствии с ч. 4 ст. 24 настоящего Регламента.

 

Статья 54

1. В любое время до окончания устного судопроизводства Суд может по собственной инициативе или по просьбе одной из сторон,  запрашивать у публичных  организаций согласно Регламента информацию в отношении дел, находящихся на его рассмотрении. После консультаций с главным административным лицом соответствующей организации Суд принимает решение о том, должна ли ему быть представлена эта информация в устной или письменной форме и в какие сроки.

2. Если публичная  организация считает уместным представить по своей собственной инициативе Суду информацию по делу, находящемуся на его рассмотрении, она должна это сделать в виде меморандума, сдаваемого в Секретариат до окончания письменного судопроизводства. Суд оставляет за собой право просить о дополнении такой информации в устной или письменной форме в виде ответов на вопросы, которые он сочтёт уместным предложить, а также разрешить сторонам представлять устные или письменные замечания в отношении получаемой таким образом информации.

3. В случаях, предусмотренных Регламентом, Секретарь по указанию Суда или, если он не заседает, по указанию Председателя принимает меры в соответствии с упомянутым пунктом. Суд или, если он не заседает, Председатель могут, начиная с даты, когда Секретарь препроводил копии материалов письменного судопроизводства, и после консультаций с главным административным лицом соответствующей публичной  организации, установить сроки представления Суду письменных замечаний организации. Эти замечания сообщаются сторонам и могут быть предметом обсуждения сторон и представителя названной организации в ходе устного судопроизводства.

4. В предшествующих пунктах выражение «публичная  организация» означает любую публичную организацию, включая государственные учреждения.

 

Статья 55

1. Официальным языком Суда является русский язык, а так же любой язык коренного населения России.

2. Секретарь составляет полный протокол каждого судебного заседания на  официальном языке Суда.

2. Если выступления или заявления делаются на ином языке, чем официальный язык Суда, сторона, от имени которой они делаются, заранее представляет Секретарю текст на русском языке, и этот текст является соответствующей частью протокола.

3. Тексту протокола должны предшествовать фамилии присутствующих судей, а также представителей, поверенных и адвокатов сторон.

4. Копии текста протоколов направляются заседающим в деле судьям, а также сторонам. Последние могут под контролем Суда внести исправления в текст своих выступлений или заявлений, ни в коем случае не изменяя при этом их смысла и значения.

5. Свидетели и эксперты ознакомляются с частью протокола, относящейся к данным или показаниям или оглашенным заключениям, и они могут внести в нее исправления таким же образом, как и стороны.

6. Одна заверенная подлинная копия исправленного текста протокола за подписью Председателя и Секретаря является аутентичным протоколом судебного заседания в целях соблюдения Регламента. Протоколы открытых заседаний печатаются и публикуются Судом.

 

Статья 56

Любой письменный ответ стороны на вопрос, поставленный в соответствии с Регламентом, или любые доказательства или объяснения, предъявляемые согласно статье 62 настоящего Регламента и принятые Судом после окончания устного судопроизводства, сообщаются другой стороне, которая вправе представить свои замечания по ним. При необходимости устное судопроизводство может быть возобновлено с этой целью.

 

ОСОБЫЕ ПРАВИЛА

Временные охранительные меры

 

Статья 57

1. Каждая сторона может представить письменную просьбу о применении временных мер в любой момент производства по тому делу, в связи с которым эта просьба предъявляется.

2. В просьбе указываются основания для нее, возможные последствия отказа в ее удовлетворении и предлагаемые меры. Заверенная копия просьбы немедленно передается Секретарем другой стороне.

 

Статья 58

1. Просьба о применении временных мер пользуется приоритетом перед всеми другими делами.

2. Если Суд не заседает в момент предъявления просьбы, он немедленно созывается для срочного вынесения определения по данной просьбе.

3. Суд или, если он не заседает, Председатель определяют дату слушания дела, с тем чтобы стороны могли быть на нем представлены. Суд принимает и учитывает все замечания, которые могут быть ему предъявлены до закрытия устного судопроизводства.

4. До созыва заседания Суда Председатель может предложить сторонам действовать таким образом, чтобы любое постановление, которое может принять Суд по просьбе о применении временных мер, имело бы желаемое воздействие.

 

Статья 59

I . Суд может в любое время решить рассмотреть по собственной инициативе вопрос о том, требуют ли обстоятельства дела применения временных мер, которые должны быть приняты или выполнены любой стороной или всеми сторонами.

2. Если Суду предъявлена просьба о применении временных мер, он может указать меры, полностью или частично отливающиеся от испрошенных, или меры, подлежащие принятию или выполнению самой той стороной, которая заявила просьбу.

3. Отказ в удовлетворении просьбы о применении временных мер не препятствует стороне, заявившей просьбу, предъявить по тому же делу новую просьбу, основанную на новых фактах.

 

Статья 60

1. По просьбе одной из сторон Суд может в любой момент до принятия оконΈательного решения по данному делу отменить или изменить любое определение относительно применения временных мер, если, по его мнению, изменение обстоятельств оправдывает такую отмену или изменение.

2. В любом заявлении, предъявляемом стороной с предложением о такой отмене или изменении, должно быть конкретно указано изменение обстоятельств, рассматриваемое как относящееся к делу.

3. Прежде чем вынести определение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи Суд позволяет сторонам представить свои замечания по данному вопросу.

 

Статья 61

Суд может просить стороны представить сведения по любому вопросу, связанному с осуществлением любых указанных им временных мер.

 

Предварительные возражения

Статья 62

1. Любое возражение ответчика против компетенции Суда или приемлемости заявления для рассмотрения, или иное возражение, по которому испрашивается решение до продолжения судопроизводства по существу дела, должно быть заявлено в письменной форме как можно скорее и не позднее чем через три месяца после представления меморандума. Любое такое возражение, заявленное иной стороной, чем ответчик, должно быть представлено в срок, установленный для предъявления первого документа судопроизводства, исходящего от этой стороны.

2. Независимо от пункта 1 выше, после представления заявления и проведения Председателем встречи и консультаций со сторонами, Суд может решить рассматривать любые вопросы юрисдикции или приемлемости отдельно.

3. Если Суд выносит такое решение, стороны представляют любые состязательные бумаги в отношении юрисдикции и приемлемости в установленные Судом сроки и в определенном им порядке, независимо от пункта 1 статьи 45.

4. Предварительное возражение включает изложение фактов и правовых положений, на которых основывается возражение, заключение и перечень прилагаемых подтверждающих документов; в нем упоминаются любые доказательства, которые сторона желает предъявить. Прилагаются также копии подтверждающих документов.

5. По получении Секретарем документа, содержащего предварительное возражение, судопроизводство по существу дела приостанавливается, и Суд или, если он не заседает, Председатель устанавливают срок, в течение которого другая сторона может представить письменное изложение своих замечаний и заключений; прилагаются подтверждающие документы, а также упоминаются доказательства, которые сторона предполагает предъявить.

6. Если Суд не принимает иного определения, дальнейшее производство является устным.

7. Изложение фактов и правовых положений в документах судопроизводства, упомянутых в пунктах 4 и 5 настоящей статьи, а также заявления и доказательства, предъявляемые в ходе производства упомянутого в пункте 5, ограничиваются вопросами, имеющими отношение к возражению.

8. Чтобы Суд мог определить свою юрисдикцию на предварительной стадии судопроизводства, Суд может в необходимых случаях предложить сторонам провести обсуждение всех вопросов права и фактов и предъявить все доказательства, относящиеся к данному вопросу.

9. После заслушания сторон Суд выносит определение в виде решения, в котором он либо принимает возражение, либо отклоняет его, либо объявляет, что это возражение по обстоятельствам дела не носит исключительно предварительного характера. Если суд отклоняет возражение или объявляет, что оно не носит исключительно предварительного характера, он устанавливает срок для продолжения судопроизводства.

10. Суд учитывает любое соглашение сторон о том, чтобы вопрос о возражении, предъявленном согласно пункту 1 настоящей статьи, решался в ходе судебного разбирательства по существу дела.

 

Встречные требования

Статья 63

1. Суд может принимать к рассмотрению встречное требование лишь в том случае, если оно подлежит юрисдикции Суда и непосредственно связано с предметом требования другой стороны.

2. Встречное требование излагается в контрмеморандуме (отзыве) и является частью содержащихся в нем заключений. Право противной стороны представить свое мнение по встречному требованию в письменном виде в дополнительной состязательной бумаге сохраняется независимо от любого решения Суда в соответствии с Регламентом, касающимся подачи дополнительных письменных состязательных документов.

3. Если в отношении применения пункта 1 выдвигается возражение, или во всех случаях, когда Суд сочтёт это необходимым, Суд принимает решение по этому вопросу после заслушания сторон.

 

Вступление в дело

Статья 64

1. Заявление с просьбой о разрешении вступить в дело, предусмотренное Регламента, которое должно быть подписано в порядке, указанном в Регламенте, представляется как можно раньше и не позже закрытия письменного судопроизводства. Однако в исключительных обстоятельствах Суд может принять заявление, представленное на более поздней стадии.

2. Заявление содержит фамилию представителя. В нем указывается дело, к которому оно относится, и упоминаются: а) интерес правового характера, который, по мнению заявителя, может быть затронут решением по соответствующему делу; б) точный предмет вступления в дело; в) любая основа юрисдикции, которая, по мнению заявителя, обращающегося с просьбой о вступлении в дело, существует между ним и сторонами в деле.

3. Заявление содержит перечень подтверждающих документов, которые прилагаются к нему.

 

Статья 65

1. Сторона, желающее воспользоваться правом вступления в дело, которое ему предоставляется Регламентом, обращается с этой целью с декларацией, подписанной в порядке установленным настоящим Регламентом. Эта декларация предъявляется как можно раньше и не позднее установленной даты открытия устного судопроизводства. Однако в исключительных обстоятельствах Суд может принять декларацию, представленную на более поздней стадии.

2. Декларация содержит фамилию представителя. В ней указываются дело и события, к которым она относится, и упоминаются:

а) подробные основания, в связи с которыми заявитель считает себя стороной по делу;

б) определение конкретных нарушений прав заявителя, в отношении;

в) изложение событий и фактов, которое оно считает правильным;

г) перечень подтверждающих документов, причем эти документы, прилагаются к декларации.

3. Такая декларация может быть предъявлена заявителем, считающим себя стороной по делу.

 

Статья 66

1. Решение Суда об удовлетворении заявления с просьбой о разрешении вступить в дело на основании Регламента или о приемлемости декларации о вступлении в дело, выносится в первоочередном порядке, если в свете обстоятельств дела Суд не примет иного решения.

2. Если в срок, установленный в соответствии со статьей 65 настоящего Регламента, предъявляется возражение против заявления с просьбой о разрешении вступить в дело или против приемлемости декларации о вступлении в дело, Суд, прежде чем принять решение, заслушивает заявителя, желающее вступить в дело, а также стороны.

 

Статья 67

1. Если заявление с просьбой о разрешении вступить в дело удовлетворяется, заявитель, вступающий в дело, получает копии документов судопроизводства и прилагаемых документов и имеет право представить письменное заявление в срок, устанавливаемый Судом. Устанавливается также еще один срок, в пределах которого стороны могут по своему желанию представить письменные замечания по этому заявлению до начала устного судопроизводства. Если Суд не заседает, сроки устанавливаются Председателем.

2. Сроки, устанавливаемые в соответствии с предшествующим пунктом, по возможности должны совпадать со сроками, установленными ранее для предъявления документов судопроизводства по делу.

3. Заявитель, вступающий в дело, имеет право представить в ходе устного судопроизводства замеΈания по предмету вступления в дело.

 

Статья 68

1. Если вступление в дело на основании статьи 63 Регламента объявляется приемлемым, сторона заявитель, вступающая в дело, получает копии документов судопроизводства и прилагаемых документов и имеет право представить письменные замечания по предмету вступления в дело в срок, установленный Судом, или, если он не заседает, Председателем.

2. Эти замечания сообщаются сторонам и любому другому государству, которому разрешено вступить в дело. Заявитель, вступающий в дело, имеет право в ходе устного судопроизводства представить свои замечания по предмету вступления в дело.

 

РЕШЕНИЯ, ТОЛКОВАНИЕ И ПЕРЕСМОТР

Решения

 

Статья 69

1. После того как Суд завершил свои совещания и принял решение, сторонам направляется уведомление о дате оглашения этого решения.

2. Решение оглашается в открытом заседании Суда и имеет обязательную силу для сторон со дня его оглашения.

 

Статья 70

1. В решении указывается, вынесено ли оно Судом, и оно содержит:

дату оглашения ;

фамилии судей, которые принимали участие в нем;

наименование сторон;

фамилии представителей, поверенных и адвокатов сторон;

краткое изложение производства дела в Суде;

заключения сторон;

фактические обстоятельства;

правовые соображения;

изложение решения;

решение по вопросу о судебных издержках, если таковое принимается;

Число и фамилии судей, составивших большинство;

указание на подлинный текст решения.

2. Каждый судья может, если он этого пожелает, приложить к решению изложение своего особого мнения, как при несогласии, так и при согласии с мнением большинства; судья, желающий зафиксировать свое согласие или несогласие без указания мотивов, может сделать это в форме заявления. То же правило применяется к постановлениям Суда.

3. Один экземпляр решения, должным образом подписанный и скрепленный печатью Суда, сдается на хранение в архив Суда, а другой передается каждой из сторон. Копии направляются Секретарем: сторонам, имеющим право доступа к Суду.

 

Просьбы о толковании или пересмотре решения

Статья 71

1. В случае возникновения спора относительно смысла или объема решения каждая сторона может обратиться в Суд с просьбой о толковании решения независимо от того, было ли дело возбуждено заявлением или нотификацией специального соглашения.

2. Просьба о толковании решения может быть предъявлена в виде заявления или нотификации специального соглашения между сторонами по данному вопросу; в просьбе точно указывается оспариваемый пункт или пункты в том, что касается смысла или объема решения.

3. Если просьба о толковании подается в виде заявления, в нем излагаются утверждения заявителя, причем другая сторона имеет право представить письменные замечания в срок, установленный Судом или, если он не заседает, Председателем.

4. Независимо от того, была ли подана просьба о толковании в виде заявления или документа, Суд может при необходимости разрешить сторонам дать дополнительные письменные или устные объяснения.

 

Статъя72

1. Просьба о пересмотре решения подается в виде заявления, содержащего необходимые данные для установления того, что выполнены условия, предусмотренные Регламентом. Подтверждающие документы приводятся в приложении к заявлению.

2. Другая сторона имеет право представить письменные замечания относительно приемлемости заявления для рассмотрения в срок, установленный Судом или, если он не заседает, Председателем. Эти замечания сообщаются стороне, подавшей заявление.

3. Прежде Έем вынести решение относительно приемлемости заявления, Суд может разрешить сторонам вновь представить свои мнения по данному вопросу.

4. Если Суд находит заявление приемлемым, он, ознакомившись с мнениями сторон, устанавливает сроки такого дальнейшего производства по существу заявления, какое он считает необходимым.

5. Если Суд решает обусловить открытие производства по пересмотру дела предварительным выполнением решения, он выносит постановление по данному вопросу.

 

Статья 73

1. Если решение, подлежащее пересмотру или толкованию, было вынесено Судом, просьба о таком пересмотре или толковании рассматривается им же.

2. Определение Суда в отношении просьбы о толковании или пересмотре выносится в форме решения.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СТОРОН ОТНОСИТЕЛЬНО ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Статья 74

Стороны в деле могут совместно предложить внести отдельные изменения или добавления в правила, содержащиеся в настоящей части, которые могут применяться, если Суд считает, что они соответствуют обстоятельствам дела.

 

 

СУДОПРОИЗВОДСТВО ПРИ ВЫНЕСЕНИИ КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

Статья 75

1. Суд руководствуется также положениями настоящего Регламента, относящимися к спорным делам, в той мере, в какой Суд признает их применимыми. С этой целью он прежде всего устанавливает, имеет ли просьба о консультативном заключении отношение к юридическому вопросу, не разрешенному в данный момент в отношениях между.

3. Если консультативное заключение испрашивается по рассматриваемому вопросу, не разрешенному в данный момент в отношениях между двумя или несколькими заявителями, применяются также положения настоящего Регламента, касающиеся применения этой статьи.

 

Статья 76

Если публичное упреждение, в том числе  уполномоченное Уставом Организации Объединенных Наций, Евросудом, Евросоюзом или в соответствии с его положениями испрашивать консультативное заключение, доводит до сведения Суда, что его просьба нуждается в срочном ответе, или если Суд считает, что скорейший ответ был бы желательным, Суд принимает необходимые меры для ускорения производства и созывается как можно скорее для проведения слушания и совещания по данной просьбе.

 

Статья 77

1. После того как Суд закончил совещание и вынес консультативное заключение, оно оглашается в открытом заседании Суда.

2. Консультативное заключение содержит:

дату вынесения;

фамилии судей, которые принимали участие в нем;

краткое изложение производства;

фактические обстоятельства;

правовые соображения;

ответ на вопрос, поставленный перед Судом;

число и фамилии судей, составивших большинство;

указание на подлинный текст решения.

3. Каждый судья может, если он этого пожелает, приложить к консультативному заключение Суда изложение своего особого мнения как при несогласии, так и при согласии с мнением большинства; судья, желающий зафиксировать свое согласие или несогласие без указания мотивов, может сделать это в форме заявления.

© 2005–2014, Национальная Академия Изучения и Исследования Проблем Коррупции
Создание сайта — Студия Brandmotiv.ru