Миллиардные премии за многомиллиардные убытки

Счетная палата не увидела нецелевого использования бюдженых средств?

Последний номер газеты «Экономика и Коррупция» от 28 апреля 2016 года №  7 (56)  со статьей «Топ-менеджеры «Роснано» арестованы. А Чубайс не при чем?» на первой полосе уже был подписан к печати, когда в редакцию пришло сообщение информационных агентств: «Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки деятельности открытого акционерного общества «РОСНАНО» по использованию средств, привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации в 2010 - 2015 гг., оценка эффективности их использования открытым акционерным обществом «РОСНАНО», а также рисков неисполнения обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации».

Мы сочли необходимым ознакомить наших читателей с основными результатами проверки. Для нас также принципиально важно было сопоставить полученные Счетной палатой Российской Федерации результаты с фактами, изложенными в этой статье.

Так, в своей статье мы выразили недоумение с связи с передачей полномочий ОАО «РОСНАНО» управляющей организации – ООО «УК «РОСНАНО». Обществу с ограниченно ответственностью, частной фирме доверено управление огромными средствами федерального бюджета? Правда, цель тогда была заявлена благородная: «повышение эффективности деятельности «РОСНАНО», улучшение финансовых показателей». Вот об этом «повышении» и «улучшении» поговорим, опираясь на результаты проверки.

Счетная палата установила, например, что среднесписочная численность ОАО «РОСНАНО» в 2014 году составляла 37 человек, а в 2015 – 1 человек,  в управляющей компании в 2014 году было 219 человек, а в первом полугодии 2015 года – уже 278. Означает ли это, что бурный рост численности управленцев стал в «РОСНАНО» показателем повышения эффективности деятельности?

Но в том то и дело, что целью создания управляющей компании было, как свидетельствуют результаты проверки, вовсе не абстрактное «повышение эффективности», а решение вполне земных и приятных задач.

На Коллегии Счетной палаты, утвердившей отчет о результатах проверки, было отмечено, что «создание системы управления через управляющую компанию и создание системы стимулирующих выплат вывело получение вознаграждений за рамки ограничений, установленных Правилами предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 г. № 709». Гениальное было решение, инициатором которой, предположительно, выступил сам глава «РОСНАНО» Анатолий Чубайс, - ведь создание частной управляющей компании просто снимает всякие ограничения на использование средств федерального бюджета для повышение личного благосостояния самих управленцев.

Эффект был получен немедленно. Проверкой установлено, что в 2014-2015 годах «РОСНАНО» было выплачено управляющей компании вознаграждение в размере 8,09 млрд. руб., в том числе комиссии за управление – 7,96 млрд. руб., комиссии за успех – 0,13 млрд. рублей. Вопрос – за что, за какой такой успех? Договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа ОАО «РОСНАНО» Управляющей компании, -  разъясняет аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова, -  составлен таким образом, что даже с убыточных инвестиционных проектов при условии прекращения участия Общества в проекте может быть выплачена комиссия за успех в пользу Управляющей компании». Именно так – премия за убыточную деятельность! О последней чуть подробнее.

Так, в 2014-2015 годах по проектам, общие инвестиции которых значительно превышают реальную стоимость и поступления от проекта (с отрицательным доходом), выплачена комиссия за успех в размере 25,49 млн. рублей.

Среди громких проектов, анонсированных «РОСНАНО» в последние годы и оказавшихся провальными, - «ПОЛИКРЕМНИЙ». Этот проект был широко разрекламирован как «первый в Российской Федерации масштабный комплекс по производству поликристаллического кремния и моносилана». В этот проект по производству поликристаллического кремния для солнечных батарей «Усолье-Сибирский силикон» было вложено 9,4 млрд. рублей.

 Однако с опозданием выяснилось, что только себестоимость производства превышает рыночные цены в 7 (!) раз. А раньше этого просчитать было нельзя? Ведь накоплен вполне достаточный международный опыт, в том числе более теплых и солнечных по сравнению с Россией стран. Например, в Испании развитие солнечной энергетики привело к удорожанию электроэнергии. И вот, несмотря на полный провал проекта, «за успех» (за успех выхода из проекта?) было выплачено вознаграждение в сумме 20,95 млн. рублей.

О других «успешных» проектах «РОСНАНО» можно прочитать в нашей предыдущей статье.

Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным «РОСНАНО», составили на конец 2015 года 157,19 млрд. рублей. При этом, как отметила Татьяна Мануйлова, Правилами предоставления государственных гарантий по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым ОАО «РОСНАНО», утвержденными постановлением Правительства, не установлены порядок или методика осуществления анализа финансового состояния «РОСНАНО». Другими словами, государственные гарантии на многие десятки миллиардов рублей предоставлялись «РОСНАНО» без должного анализа его финансового состояния.

Руководители «РОСНАНО» оправдываются: мол, компания уже три года как ушла от прямых вливаний из бюджета и второй год показывает прибыль. Однако Счётная палата настаивает на обратном: неэффективность отдельных инвестиционных проектов «РОСНАНО» обошлась и ещё обойдётся государству в миллиарды рублей. По состоянию на конец сентября прошлого года был профинансирован 21 кризисный проект на 60,5 млрд. рублей. При этом реальная стоимость данных проектов составляет лишь 23% от объёма финансирования – 13,93 млрд. рублей.

Окупить госзатраты, если и удастся, то не более чем наполовину. И то такой итог, по признанию самой управляющей компании, можно будет считать хорошим выходом из положения, но только «при успешном управлении кризисными проектами». Вот это и есть повышение эффективности, которое, по мнению руководства «РОСНАНО», следует всячески стимулировать и материально поощрять.

Правда, у аудитора Счетной палаты, руководившего проверкой, несколько иное мнение: «Кризисные проекты с объемом государственной гарантийной поддержки, выведенные в блок антикризисного управления, являются неэффективными проектами, финансовые вложения в проектные компании по указанным проектам являются убыточными и неэффективными активами».

Проверкой также установлено, что по состоянию на 30 сентября 2015 года «РОСНАНО» завершено 16 инвестиционных проектов. Анализ прекращения участия «РОСНАНО» показал, что по восьми инвестиционным проектам выход осуществлен с превышением расходов над доходами на сумму 13,1 млрд. руб., в том числе за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой, на сумму 7,7 млрд. руб. Их цели достигнуты не были, а реализация неэффективна.

Инвестиционный пыл «РОСНАНО» угасает. Проведенный в ходе проверки анализ инвестиционной деятельности компании показал, что количество поступивших заявок с 2010 года по 2015 год сократилось с 439 до 13, или в 34 раза, количество одобренных по заявкам проектов – также сократилось с 44 до 6, или в 7 раз. Число проектов, по которым осуществлялось финансирование за указанный период, также имеет тенденцию к сокращению: с 42 проектов в 2010 году до 27 в 2015 году.

А теперь о перспективах. Они неутешительны и заключаются в основном в обязательствах «РОСНАНО» по погашению основного долга по кредитам и облигационным займам, обеспеченным государственными гарантиями. В 2016-2023 годах их объем составит 146,19 млрд. руб., в том числе в 2017 году в размере 46,41 млрд. руб., в 2019 году – 31,06 млрд. руб., в 2022 году – 23,08 млрд. рублей.

Совет директоров ОАО «РОСНАНО» утвердил в конце 2015 года Долгосрочную программу развития до 2020 года, в которой заложен объем государственной гарантийной поддержки в сумме 70 млрд. рублей. Значительная часть этих средств предполагается направить не на развитие «нанотехнологий», а на погашение уже имеющихся долговых обязательств по кредитам и облигационным займам. Согласно этой программе деятельность компании до 2017 года будет планово-убыточной. А после 2017 года? Просто убыточной?

Таким образом, реализация этой самой долгосрочной программы развития до 2020 года будет целиком и полностью зависеть от государственной поддержки в форме государственных гарантий в объеме 70 млрд. рублей.

 А вот возможность наступления гарантийного случая в период действия государственных гарантий в 2017-2023 годах (а, значит, и очередных вливаний средств федерального бюджета) Счетная палата Российской Федерации оценила как высокую. Такая оценка нам представляется достаточно деликатной: учитывая уже накопленный богатый опыт «повышения эффективности» деятельности «РОСНАНО», наступление такого «гарантийного случая» без большого риска ошибиться можно было бы признать неизбежным. Но очень хотелось бы ошибиться.

Отдельно Счетная палата Российской Федерации провела дополнительную проверку проведения корпоративного мероприятия, посвященного встрече Нового 2016 года, о котором также шла речь в нашей предыдущей статье. Проверкой установлено, что вскоре после проведения корпоратива и разразившегося вслед за ним скандала Председатель Правления ООО «УК «РОСНАНО» Анатолий Чубайс в полном объеме компенсировал суммы, перечисленные в ЗАО «Континент Экспресс», проводившее это новогоднее мероприятие. Из этого следует, что изначально корпоратив, вопреки заявлениям того же Чубайса, все же был оплачен из средств самого ОАО «РОСНАНО», то есть из нашего с вами федерального бюджета. На том вопрос и закрыли.

Понятно, что у Счетной палаты вопросов по пресловутому новогоднему пиршеству к руководству «РОСНАНО» и лично к Анатолию Чубайсу больше нет. Но вот у общества вопросы остались. Только при полном отсутствии стыда и совести в условиях кризиса, снижения уровня жизни, доходов, потребления большей части населения можно было, захлебываясь от радости, воскликнуть перед закусывающей аудиторией: «У нас очень много денег! Их совсем много!». И, кажется, в этой речи Чубайса даже намека не было на то, что эти «много денег» заработаны. Так они, эти деньги, и не заработаны.

Высшие представители российской власти, оправдывая заоблачные бонусы руководителей госкорпораций, обычно ссылаются на Запад – там, мол, вознаграждения часто еще выше. А мы чем хуже? Но, во-первых, это просто богатые страны, не чета нам. И, во-вторых, на этом ненавистном Западе топ-менеджеры крупных корпораций действительно получают высокие премии и бонусы, но… только по реальным результатам работы. Там распределяется часть чистой прибыли. А мы что распределяем? Убытки? А за счет чего и кого, всем понятно.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Проведенная Счетной палатой проверка подтвердила крайнюю неэффективность деятельности «РОСНАНО». Но тем и замечательна государственная корпорация, вне зависимости от ее организационно-правовой формы, что все риски, провалы и убытки ложатся на государство, на федеральный бюджет, а, точнее, на все общество, на нас с вами, а вот даже самый незначительный успех немедленно преподносится как новое выдающееся достижение отечественной науки и техники.

А пока мы знаем только то, что завершенных проектов в «РОСНАНО» на момент проверки обнаружилось 16 и лишь половина из них вышла на прибыль. Выход из 8 инвестиционных проектов, как оказалось, был «осуществлен с превышением расходов над доходами на сумму 13,1 млрд. рублей, в том числе за счет средств, обеспеченных государственной гарантийной поддержкой, на сумму 7,7 млрд. рублей. Их цели достигнуты не были, а реализация оказалась неэффективна», - таков вывод проверяющих.

Однако это никак не помешало выплатить неэффективному менеджменту за последние два года в качестве премий и вознаграждений по статье «за успех» более 8 млрд. (!) рублей.

Коллегия приняла решение направить представления ОАО «РОСНАНО» и Министерству финансов Российской Федерации, информационное письмо – в Правительство Российской Федерации, а также отчет в палаты Федерального Собрания.

Помнится, по результатам предыдущей проверки за 2013-2-14 годы Счетная палата направила представление в Генеральную прокуратуру, которая затем возбудила четыре дела по нескольким статьям Уголовного кодекса, в основном за злоупотребление полномочиями и мошенничество. Однако дела эти расследуются ни шатко ни валко. Впрочем, мы об этом уже писали.

На этот раз почему то обошлось без представления в правоохранительные органы. И что, эти неизвестно куда пропавшие миллиарды останутся безнаказанными? А, может быть, следовало бы расценить трату миллиардов рублей бюджетных средств на заведомо провальные проекты (та же книжка-читалка Пластик Лоджик от Чубайса, обанкротившееся производство литий-ионных аккумуляторов на заводе «Лиотех» в Новосибиской области и др.) как нецелевое использование бюджетных средств (или использование бюджетных средств не по целевому назначению), за которое статьей 285.1 Уголовного кодекса РФ предусматрена уголовная ответственность.

И уж тем более под эту статью подпадают более 8 млрд. рублей, безосновательно выплаченные в качестве премий и вознаграждений «за успех» неэффективному руководству «РОСНАНО». И Чубайс здесь опять не при чем?

Валерий Филиппов, Главный редактор еженедельника «Экономика и Коррупция»

P.S. Редакция отдает себе отчет в том, что выплаты огромных бонусов топ-менеджерам «РОСНАНО», возможно, и соответствуют…, но только внутренним документам корпорации. Но при этом они противоречат, что подтверждает и проверка Счетной палаты, постановлению Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2010 года № 709 "О предоставлении государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым открытым акционерным обществом "РОСНАНО".

Создание же управляющей компании и принятие соответствующих внутренних положений – просто нечестный способ избежать ограничений, налагаемых правительственным постановлением, на использование бюджетных средств в целях личного обогащения.

Остро не хватает денег на достройку дома в поместье близ деревни Быльцево в Тверской области? По имеющимся сведениям, его владельцем является нынешний глава «РОСНАНО» Анатолий Чубайс. Всего-то сметной стоимостью 1,5 млн. долларов. Несколько провальных проектов – и порядок!

© 2005–2014, Национальная Академия Изучения и Исследования Проблем Коррупции
Создание сайта — Студия Brandmotiv.ru