Концепция научно-образовательная программа курса «Противодействие коррупции»

Авторы:  Президент Антикоррупционной академии  М.Б. Садаев, доктор юридических наук, профессор И.М. Рассолов.

Оценка исходной ситуации

Уровень коррупции напрямую зависит от стабильности политической системы страны. Государственные учреждения, стремящиеся очистить свои ряды от коррупционеров казнокрадов и торговцев должностями, зачастую сталкиваются с проблемой отсутствия методологической базы и знаний, необходимых для системной, а не точечной борьбы с коррупцией.

Управленцам, юристам и экономистам сложно подобрать правильный баланс между репрессивными и мотивационными подходами в работе с персоналом, как в государственных учреждениях, так и в бизнес-структурах.
Поэтому, благородные призывы Президента Медведева к искоренению коррупции на деле оборачиваются в лучшем случае неэффективными попытками исправить наиболее очевидные изъяны в работе российской бюрократии, а в худшем профанацией и ростом коррупции в тех областях, где с ней активнее всего борются.

Антикоррупционные инициативы последних лет и популистские заявления политических деятелей привели к тому, что многих чиновников, которые не берут взятки склоняют к тем или иным решениям и фактически вводят в коррупционные схемы путем выдвижения ничем не подтвержденных обвинений в коррупции.
Утверждение некоторых экспертов и политиков о том, что коррупция одна из традиций России и, соответственно, традиция народов, населяющих страну, является всего лишь оправданием собственного бессилия.

Группа экспертов Академии проблем коррупции разработала универсальный образовательный курс для чиновников и представителей законодательной власти разного уровня. Данный курс также будет полезен сотрудникам государственных корпораций и крупных компаний.

II. Цели и задачи образовательной программы

Целью инновационного курса является совершенствование навыков обучаемых лиц при осуществлении необходимых процедур, позволяющих выявлять случаи коррупции или риски их существования. Данные занятия направлены на повышение качества теоретической подготовки обучающихся в области уголовного права, в части применения уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за коррупцию.
Основные задачи инновационного курса формулируются на основе цели и заключаются в следующем:
1) сформировать у слушателей адекватные представления о текущей ситуации в сфере противодействия коррупции на основе международных нормативных правовых актов, затрагивающих данную сферу;
2) проанализировать уголовное законодательство ряда зарубежных стран, определить основные признаки, присущие коррупции;
3) проанализировать законодательные основы борьбы с коррупцией, выявить существующие недостатки и определить пути их устранения;
4) провести отграничение коррупции от смежных составов преступлений;
5) изучить психологические и криминологические характеристики личности коррупционера.

Данные цели и задачи направлены на:

  • профилактику коррупционных правонарушений;
  • определение коррупционных рисков для каждой конкретной должности и разработку подходов к снижению данной группы рисков;
  • повышение устойчивости физических и юридических лиц к коррупции;
  • коррекцию мотивации государственных служащих и иных лиц;
  • изучение международного опыта борьбы с коррупцией;
  • разработку методики работы контрагентов и предприятий, выполняющих госзаказ с целью выявления финансовых схем, использующихся для выплаты окатов и выведения полученных средств из легального оборота;
  • защиту чиновников и других лиц от обвинений в коррупции, используемых для оказания давления и вовлечения в коррупционные схемы; 

Изучение инновационного курса должно обеспечить комплекс теоретических знаний и практических навыков слушателей.
Образовательная программа составляет 72 часа обучения, разбитые тематически на несколько направлений.

 

III. Программа обучения:

Тема 1.  Социальные предпосылки коррупционной деятельности.

Понятие  коррупции (основные концептуальные подходы). Признаки и этапы коррупционной деятельности. Критерии отграничения коррупции от других противоправных действий. Формы коррупционной деятельности («формы проявления коррупции»).  Основные уровни проявления коррупции: международный, межгосударственный,  внутригосударственный, региональный, местный и др.
Причины и условия возникновения коррупции, классификация и диалектическая взаимосвязь причин и условий. Историческая эволюция коррупционной деятельности как социального явления. Исторический опыт борьбы с коррупцией. Современные предпосылки (детерминанты) коррупции. Взаимосвязь коррупции с другими негативными социальными явлениями. Влияние коррупции на структуру и развитие общества.

Тема 2. Правовые проблемы противодействия коррупции.

Национальный план противодействия коррупции. Правовые основы борьбы с коррупцией: Конвенция ООН против коррупции, федеральное законодательство, иные нормативные правовые акты. Законодательное понятие «коррупция» и «противодействие коррупции». Участники системы противодействия коррупции. Государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции. Меры по профилактике коррупции. Основные направления государственной политики в сфере противодействия коррупции. Роль Антикоррупционной академии в системе противодействия коррупционной деятельности.

Тема 3. Противодействие коррупции в организации.

Кодексы профессиональной этики и локальное нормотворчество  как основа организации работы по противодействию коррупции в организации. Факторы угрозы коррупции и возможности правовой защиты. Снятие угрозы коррупции, в том числе при получении вознаграждения, подарков, знаков гостеприимства. Правовые, организационные, технические, психологические меры противодействия коррупции в организации.

Тема 4. Выявление случаев коррупции в ходе аудиторской деятельности и оказания организациями  иных услуг.

Критерии и признаки сделок или финансовых операций, которые могут быть связаны с коррупцией (неофициальная отчетность, наличие неучтенных операций, признание в учете несуществующих расходов, неверная идентификация объекта учета, поддельные документы, уничтожение бухгалтерских документов ранее установленных сроков др.). Примеры выявления в ходе аудиторской деятельности случаев коррупции. Определение риска коррупции при ознакомлении с деятельностью юридического лица. Учет риска коррупции при планировании доходов и расходов организации. Аудиторские процедуры, применяемые для выявления сделок и финансовых операций, которые могут быть связаны с коррупцией. Процедуры, применяемые при выявлении указанных сделок и финансовых операций. Документирование случаев коррупции. Информирование представителей собственника в отношении случаев коррупции или риска возникновения коррупции. Роль и задачи аудитора в отношении противодействия коррупции.

Тема 5. Практические занятия по выявлению фактов, которые могут указывать на случаи коррупции.

Практические занятия, предусмотренные настоящей программой, проводятся как в форме проблемных лекций и семинаров, так и в форме решения ситуационных задач, оценки внутренних документов организации, составления рабочих документов. Данный курс может входить в комплексную программу повышения квалификации юристов, экономистов, управленцев, аудиторов и др.

IV. Выдаваемые документы:
Диплом Антикоррупционной академии или Сертификат о ежегодном повышении квалификации.

© 2005–2014, Национальная Академия Изучения и Исследования Проблем Коррупции
Создание сайта — Студия Brandmotiv.ru