Северный Кавказ как угроза внутренней безопасности России

Р.Кутаев
Председатель МКПСК Координатор ООД «Россия, вперед!» по СКФО канд. философских наук

События в последние двадцать лет на Северном Кавказе, отвели этому региону особое место, и ему уделяется пристальное внимание. Северный Кавказ (СК) - наиболее сложный в этнокультурном отношении регион в России. На сравнительно небольшой территории (2,1% от общей площади РФ) здесь сосредоточено несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально - экономическом отношении людей - 12,3 % населения страны.  И наконец, это стык двух цивилизаций - христианской и мусульманской, двух мировых идеологий, декларирующих различные духовные ценности.

Власти, в зависимости от целесообразности, использовали народы и территории СК как разменную монету для достижения тех или иных целей. В результате не продуманной, а то и преступной, политики, СК имеет целый букет не решенных проблем: проблемы репрессированных и депортированных народов, расчлененности большинства народов между субъектами федерации и территориальные претензии друг к другу. Постоянное перекраивание границ на СК - в царское, в советское (только за годы Советской власти их было произведено 38), в новое время, запутало ситуацию с принадлежностью территорий. СК – огромный коррупционный источник обогащения и огромная зона бесконтрольных злоупотреблений власти, на которой обогащаются силовики. Здесь политики и военные делают головокружительные взлеты в карьере и сколачивают умопомрачительные состояния на трагедии людей.    

В настоящее время происходит процесс национального и религиозного возрождения народов СК. Это единственный демографически развивающийся регион в России и этот регион занимает первое место по безработице и по детской смертности. По оценке независимых экспертов безработица в ЧР и РИ достигает до 50%, в Дагестане 30 - 35 % в остальных республиках СК 25 - 27%; причем в сельской местности, по всем регионам, этот показатель колеблется 61 - 63%, при этом возраст каждого третьего безработного колеблется 18 - 30 лет. По разным данным независимых исследований, по всему региону до 80% людей в возрасте до 30 лет не имеют постоянной работы, соответственно и постоянных доходов. По официальным данным на каждый процент роста безработицы приходиться 5% роста преступности.

Мы понимаем поспешность принятого решения Правительством РФ о  досрочном проведении переписи населения запланированного на 2013 год, в 2010 году – это катастрофическое демографическое состояние страны. В последние десятилетие резкое снижение рождаемости и повышение смертности привели к устойчивому сокращению естественного прироста населения в РФ. И не может не беспокоить нарастание темпов и масштабов депопуляционных явлений. В Дагестане, в ЧР и РИ рождаемость превышает смертность. И это при всем том, что значительный вклад в повышение смертности в этих республиках вносят боевые действия и вооруженные столкновения последних лет. В их числе – осетино - ингушский конфликт  1992 года, в результате чего погибли 700 человек. И только первая чеченская кампания 1994 – 96 года, унесшая по разным данным от 86 до 100 тысяча убитыми.   Несмотря на сложную социально- экономическую ситуацию в этих республиках, здесь, рождаемость более чем в 2 раза выше, чем в целом по стране. К 2000 году численность коренных национальностей республик СК увеличилось по сравнению с 1990 годом на 417 тыс. чел., в то время как численность русских сократилось на 361 тыс. чел., т.е. на 31%. Тотальный исход русского населения из республик СК и значительный прирост кавказского населения меняют акценты во взаимоотношениях Центр – республика.  В 1961 году численность чеченцев составляло – 270 тыс. чел., в настоящее время, по разным данным, от 1,5 – 2 млн чел., численность ингушей было – 50 тыс. чел. и соответственно, стало – 450 тыс. чел. По оценкам демографов, через 10 лет ожидается сокращение русского населения по РФ на 10 – 12 млн чел. И при неизменной динамике, через 50 лет только вайнахское население будет составлять 10 – 15 млн чел., русское население – 20 – 25 млн чел. По разным данным от 300 – 500 тыс. чел. выходцев из СК проживают в Европе, но они не перестали быть аварцами, ногайцами, чеченцами и ингушами. В подавляющем своем большинстве, они покинули свою Родину, спасая свои жизни и жизни своих близких, влияние этих людей на настроения жителей СК будет из года в год только возрастать.    

Многочисленные исследования показывают, что уровень бедности в этом регионе выше, чем в других частях страны, социальные условия хуже, а проблемы не решаются. Проблемы занятости населения, сокращение бедности на СК приобрели особый статус.   В некоторых республиках этого региона не так давно работали заводы и фабрики, до сих пор имеется квалифицированная рабочая сила и технически подготовленные инженерные кадры, но они не востребованы, и для  реанимации их рабочих мест ничего не делается. Это вызывает подозрение и неприятие к руководству страны, граждане чувствуют себя заложниками, до которых нет никому дела. Не учитываются и особенности промышленного развития национальных республик СК. Состояние экономики всего региона в постсоветский период определяется обвальным сокращением промышленного производства. В производственной сфере РФ задействовано не более 22 млн человек. Это все производство товаров и услуг. Таким образом, в стране в целом 1 человек, который что- то производит, содержит еще 7 человек, а в национальных республиках СК – 14 - 17 человек. Здесь на душу населения промышленной продукции производиться  значительно меньше, чем в среднем по стране. На долю национальных республик приходиться всего лишь 10% промышленной продукции производимой в ЮФО. И соответственно, валовый региональный продукт (ВРП) на СК в пересчете на душу населения существенно ниже, чем в целом по стране. В Адыгее, Карачаево – Черкесии, Кабардино - Балкарии и в Северной Осетии - он достигает 35-40%, а в Дагестане, ЧР и в РИ - 20-25 % от средне российского уровня.

Преследования и убийства молодежи за не лояльность к региональной власти стало нормой. Необходимо особо заострить внимание на проблемах молодежи, которая в новых рыночных условиях оказалась наименее защищенной и неустойчивой. Большинство молодых людей не смогли найти применение своим способностям и силам. В этих условиях молодежь легко можно привлечь в различные движения и группировки, действующие под прикрытием националистических и религиозных лозунгов. Последствия этой безумной политики власти на СК, это последние события в ЧР, когда смертниками становятся спортсмены и дети из благополучных семей. Опрос, проведенный среди молодежи в ЧР и в РИ во время событий в Южной Осетии в августе 2008, года свидетельствуют о не состоятельной политики региональной и федеральной власти на СК. На вопрос, какой стороне вы сочувствуете в вооруженном противостоянии Россия – Ю. Осетия и Грузия, 90% симпатизировали Грузии. Более того, на стороне Грузии против России –Ю. Осетии, при сопутствующих условиях, готовы были воевать 50% опрощенных в РИ и 37% в ЧР.      
Коррумпированная власть, структуры которой, в условиях отсутствия подлинной демократии, формировались по клановому принципу, преследует  часть общества, не из-за целесообразности государственной безопасности, а как политических и бизнес конкурентов, выдавливая их за рамки законов РФ. Могущество добившихся политического и экономического успехов кланов быстро обнаруживает свою иллюзорность, вызывая сопротивление проигравших кланов и групп. Конфликтность становится повседневностью. Во многом потому, что проигравшие кланы и стоящие за ними социальные группы считают, что их победили «не честно», и «справедливость должна восторжествовать», в силу этого борьба за власть, собственность и сферы влияния продолжаются. Здесь есть кланы, которые «получили все», но есть кланы, которые считают себя обделенными и продолжают вести бескомпромиссную борьбу, где отсутствуют всякие правила, а это слабость  федерального центра, а отсутствие демократических правил перманентно продуцирует конфликтность.

В создавшейся на СК ситуации часто и справедливо обвиняют федеральную власть. При этом многие эксперты указывают на «отсутствие политики». Однако анализ показывает о существовании четко выверенной политики, по сути, она сводиться к поддержке Кремлем лояльных себе региональных патронажных групп. Частью этой политики является и то, что в регионах с традиционно русским составом населения формируется недоброжелательное отношение к представителям кавказских национальностей. Им приписывают всевозможные грехи, и в сознание обывателей часто подбрасывается идея, что основная масса русского населения живет плохо из-за того, что все доходные отрасли контролируют выходцы с Кавказа. Практика показывает, что эти националистические идеи нужны коррумпированным чиновникам и нечистоплотным работникам правопорядка, чтобы поддержать механизм давления на кавказцев ради всякого рода поборов. И это все сопровождается мощнейшим информационно – пропагандистским давлением, в результате которого у жителей русских регионов формируется устойчивое отрицательное отношение к кавказцам. Необходимо отметить, что современный образ кавказца и мусульманина в массовом сознании граждан, это продукт информационных технологий, с чьими именами связывают террористические акты, бандитизм, всякого рода преступления, хотя на долю кавказцев в русских регионах приходиться 2-3% от всех совершаемых преступлений.        

Республики СК являются дотационными, с массовой безработицей, широко распространенной коррупцией. Как и задумано, спасителем для республик является федеральный центр. Объем трансфертов из федерального бюджета, в настоящее время, растет весь год, и достиг уже 153% от уровня прошлого года. Бюджеты некоторых республик СК примерно на 80% состоят из федеральных денег. В ЧР этот показатель – 92%, причем в рублях трансферты здесь выросли по сравнению с прошлым годом почти двукратно. С результатом 41 млрд рублей ЧР стала абсолютным лидером по получении дотаций из Москвы, и что примечательно, и лидером по затратам  на правительственный аппарат.  Это нефтедобывающая республика ни так давно имела десятки нефтеперерабатывающих и химических предприятий союзного значения. Кстати, 2000-2001 гг эти заводы были демонтированы и вывезены военными за пределы республики в неизвестном направлении. Многомиллиардными дотациями федеральный центр покупает лояльность национальных элит, закрывая глаза на то, что большая часть средств разворовывается и используется не по назначению, так что для рядовых граждан от кремлевских щедрот доходят только остатки. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения в 20 - 25 раз, а в ЧР в сотни раз. И для них мздоимство и поборы стали нормой. Нагло, беззастенчиво расхищаются средства, выделяемые федеральным центром на развитие образования, медицины и социальную реабилитацию детей и инвалидов. В этих преступных по характеру и содержанию действиях, региональная власть опирается на коррумпированные суды и правоохранительные структуры, сформированные по принципу личной преданности.  В этой связи по всему региону идут тяжбы. Судебные органы выносят решения в пользу администраций, вследствие чего из-за не доверия к судам РФ судебные споры зачастую решаются в шариатских судах. Русский философ В.С. Соловьев как-то образно заметил, что задача государства вовсе не заключается в установлении рая на Земле, оно ставит перед собой иную, хотя не менее важную, задачу – предупредить возникновения ада на Земле. О рае здесь давно не мечтают, а в ад их периодически затаскивают.  Практика показывает, в затяжных социальных и этнических конфликтах на первые роли выходит религиозная идеология, усугубляя конфликты и переводя их в категорию неразрешимых.

Самая здоровая часть общества: инженера, врачи, учителя, предприниматели- эти люди хребет любого государства, на СК они составляют 30-35%. Это средний слой представляющий малый и средний бизнес, деятелей культуры и искусства, научную и творческую интеллигенцию. Это граждане, основная масса которых стала базой для создания в стране среднего класса, наличие которой, по определению, обеспечивает стабильность любого современного демократического государства. Но они не востребованы. Наиболее активная и инициативная часть этих граждан хочет получить возможности оказывать активное влияние, в рамках законов и Конституции РФ, на политические процессы в стране, в своих регионах. Их знания и опыт работы позволяет им быть им не просто статистами, но и активными участниками событий. В большинстве в своем, они не хотят быть агитаторами и пропагандистами в чужой, не конституционной, навязанной им коррумпированными чиновниками, чуждой их природе, игре. Они готовы и стремятся конкурировать за свое место в социальной иерархии не путем инкорпорирования в кланы, а путем участия в честном соревновании знаний и профессиональных умений. Они устали жить по понятиям, они хотят жить по законам, они не хотят враждовать ни с Западом, ни с Востоком, ни с США. Уже очевидно не неприязнь, а аргументированная ненависть людей к власти. Это наглядно по последним событиям на СК.

Серьезные опасения вызывает растущее влияние и динамичное развитие сети «радикальных исламистов», влияние которых все больше усиливается не только в республиках СК, но и по всей России. Им присущи единая направленность, выверенные политические цели и задачи по объединению Дагестана, ЧР и РИ, а в последующем и других северокавказских республик, в единое исламское государство вне состава России - «от моря до моря». Причем у этого государства уже есть свои граждане - это кавказцы, которые считают себя, прежде всего мусульманами.  Не отличаясь в стратегических установках, они используют различную тактику в своих действиях.   Это стало возможным, в силу того, что все большее количество людей устремляют свои взоры к ним в поиске справедливости, т.к. на российском законодательном поле они его не находят. В сознании части населения СК сложилась простая, доступная для восприятия рядовых мусульман парадигма исламских ценностей, некая матрица, на которую наложены представления о справедливом процветающем обществе, в котором они могут обрести личное благополучие и общую социальную стабильность. Удельный вес их не велик, однако уровень их активности непропорционально высок.  Лозунги джихада и социальной справедливости востребованы и у них есть большое число сторонников.  Исследования показывают, впервые, в новейшей истории, интеллигенция сочувствует им, а то и откровенно поддерживает их, это серьезный провал в работе Кремля, ибо в федеральном руководстве разочаровались его самые преданные сторонники. Анализ показывает, основными причинами возникновения, подпитки и поддержки «радикальных исламистов», это экономическая отсталость и коррупция на СК.         

Трагичность всей ситуации заключается и в реальной слабости федеральной власти. Нам пытались доказать, что в стране построена эффективная политическая система и мощная экономика. ВВП, после длительного периода стабильного роста, снижается. Профицитный бюджет сменяется на дефицитный, и это имеет политические последствия. В гонке за рейтингом реальная политика превращена в шоу, массовое распространение «избирательных технологий» и методов воздействия на общественное сознание привело к разрушению выборных институтов демократии, к коммерциализации власти, к пассивности и деградации населения.  Наступила фаза обмана, которая без сомнения переходит в фазу террора. Сам этот ритм несет в себе семена своей гибели, ибо предполагает усилению охранительных структур: идеологических и силовых. Они могут дать краткосрочные результаты, но стратегически они создают риски для самого правящего режима. Сегодня перед руководителями страны  стоит важнейший стратегический вопрос, от верности принятого решения зависит судьба целостности государства. Политика большой дружбы с господствующими элитами в интересах иллюзорной стабильности не решает кавказских проблем и превращает СК в территорию замороженных и потенциальных конфликтов, решение которых не представляется возможным. В отличие от федерального центра, который отдал северокавказский регион своим коррумпированным ставленникам за их лояльность, на международном уровне осознают и понимают всю пагубность сложившейся ситуации на СК. В мае 2005 года состоялась встреча на высоком уровне с участием 40 представителей таких организаций, как Всемирный Банк, Европейский Союз, Совет Европы, а также различных агентств ООН с целью обсудить идеи и последующие шаги, которые может предпринять международное сообщество для решения проблемы СК.  «В отличие от конфликтов в других частях мира, где для сдерживания насилия, снижения его уровня и решения связанных с ним проблем мобилизованы экспертные знания, политическая воля и большие финансовые средства, в Чечне и в других районах СК мы не наблюдаем и малой доли такой активности», - резюмирует Сара Мендельсон- директор Инициативы CSIS по правам человека и безопасности.    
Федеральный центр должен сместить акценты, начать непримиримую борьбу с коррупцией и в этой работе опираться на общественные институты и на независимую прессу. У руководства страны нет четкой концепции, как развивать СК в экономическом, культурном и социальном плане.  Нужна новая идеология, необходим выверенный подход, свежий взгляд. Это единственный способ вернуть доверие граждан к власти. В отношениях власти и граждан СК образовалось большая трещина отчуждения и недоверия, если произойдет надлом это катастрофа, которую Россия может не пережить как единое государство.

Для успешной борьбы с коррупцией и эффективного решения существующих проблем необходимо предпринять решительные действия. Мы предлагаем столь авторитетному и представительному составу организаторов настоящей конференции в максимально короткие сроки организовать круглый стол по обсуждаемой теме с участием представителей Администрации Президента и Правительства РФ. В результате этого мероприятия создать рабочую группу по Северному Кавказу, в состав которого входили бы независимые эксперты, представители РАН, специалисты по обсуждаемой проблеме, депутаты ГД, члены Общественной палаты и представители общественных организаций. Рабочая группа по Северному Кавказу должна в кратчайшие сроки дать рекомендации и предложить Президенту и Правительству РФ «Концепцию развития СК по всем направлениям».   Результаты проводимой работы  должны быть достоянием общественности. 

© 2005–2014, Национальная Академия Изучения и Исследования Проблем Коррупции
Создание сайта — Студия Brandmotiv.ru